Скрыть
ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Итак, в древности к каждому из святых приходило Слово и освящало приемлющих его искренно; но когда рождались эти святые, не говорилось, что Слово соделалось человеком, и когда страдали, также не говорилось, что Слово пострадало. Когда же от Марии пришел однажды, к концу веков… для уничтожения греха (Евр 9:26), потому что, так благоволив, Отец послал Сына Своего, который родился от жены, подчиненной закону (Гал 4:4), тогда говорится, что Слово, восприяв на Себя плоть, сделалось человеком и в этой плоти (как сказал Петр: Христос пострадал за нас плотию) (1Пет 4:1) пострадало за нас, чтобы явно стало и все мы уверовали, что, всегда будучи Богом, освящая тех, к кому приходило, и все устрояя по воле Отца, напоследок ради нас соделалось Слово человеком, и, как говорит апостол, Божество обитало во плоти телесно. А это значит, что Слово, будучи Богом, имело собственное тело и, употребив его как орудие, ради нас соделалось человеком.

Против ариан

Ефрем Сирин, прп. (†373)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Потому что в Нем обитает вся полнота Божества телесно, а не в учениях таких людей, кои, благодаря безумствам своим, суть жилища демонов. В Нем же, напротив, живет вся полнота Божества.

Толкование на послание к Колоссянам

Григорий Нисский, свт. (†394)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Поскольку отчужденной от Бога нашей жизни самой собою невозможно было возвратиться в горнее и небесное место, то поэтому, как говорит апостол, не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2Кор 5:21) и освобождает нас от проклятия, усвоив наше проклятие. А восприняв на Себя нашу вражду с Богом, происшедшую через грех, и убив ее в Себе (Еф 2:16), по слову апостола (вражда же была - грех), и соделавшись тем, что и мы, Он Собою опять соединил с Богом человеческий род. Ибо этого нового человека, созданного по Богу (Еф 4:24), в котором обитала полнота Божества телесно, через чистоту в Нем нашего естества соделав родственным и близким Отцу, Он вместе с тем привлек к той же благодати и все причастное Своему телу и сродное с Ним естество.

Против Евномия

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Закон очевидно показал единое Божество, ибо говорит о едином Боге (Исх 6:4). Явил Его и апостол, говоря о Христе: В Котором обитает вся полнота Божества телесно. Если же, согласно апостолу, вся полнота Божества во Христе обитает телесно, то или они согласятся с тем, что у Отца и Сына единое Божество, или, если они желают разделить Божество Отца и Сына, то если Сын имеет всю полноту Божества телесно, то что же они собираются более пространно уделить Отцу, когда ничего нет пространнее полноты, а полнота есть совершенство? Следовательно, Божество - едино.

Пять книг о вере.

См. также Толкование на Кол. 1:19

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 8-10 смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас». Видишь, как он показал татя, чуждого и тихо входящего! Он представил его уже входящим. И хорошо сказал: «увлек» (συλαγωγων, обкрадет). Как иной, подкапывая снизу насыпь, не дает себя заметить, а насыпь ослабляет, так и он поступает. Итак, берегитесь: он всегда так делает, – не дает даже заметить себя. «Философией». Но так как философствовать кажется делом похвальным, то прибавил: «и пустым обольщением». Лесть (обман) бывает и добрая; такой были прельщены многие, и ее не должны называть лестью; о ней говорит Иеремия: «Ты влек меня, Господи, – и я увлечен» (Иep. 20:7). Этого не должно называть лестью. Так, когда Иаков прельстил отца, – это не была лесть, а (Божье) устроение. «Философией», – говорит, – «и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу».

Теперь начинает обличение в наблюдении дней, называя стихиями мира солнце и луну, подобно тому, как сказал в послании к галатам: «Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам» (Гал. 4:9)? И не сказал: в наблюдении дней, но: всего настоящего «мира», – чтобы показать ничтожество его. Действительно, если мир – ничто, то еще более ничтожны стихии его. Итак, показав сначала, сколь великие получили они благодеяния, какими великими благами насладились, потом начинает обвинение, чтобы дать ему больше силы и тронуть слушателей. Так всегда делают и пророки. Они показывают сначала благодеяния (Божьи), и тем увеличивают силу обвинения, как говорит Исайя: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1:2); и опять: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя?» (Мих. 6:3); и Давид говорит: «из среды грома Я услышал тебя», и еще: «открой уста твои, и Я наполню их» (Пс. 80:8,11). И везде найдешь это. Итак, что бы ни говорили они (обольщающие), не должно верить; ныне и без (напоминания) о благодеяниях должно избегать стихийных мудрований. «А не по Христу», – говорит. Если бы даже и так было, что вы могли бы служить пополам и тому и другому, – и этого не должно бы быть; ныне же этого не позволяет вам то, что «по Христу», – оно удерживает вас от них (суеверий). Поколебав сначала эллинские суеверия, затем разрушает иудейские. У эллинов и иудеев было много суеверий, у первых они происходили от философии, а у последних от закона. (Павел) прежде обращается к тем, которые подлежат большему осуждению. Как же «не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти».

Смотри, как, обличая их, он опровергает сказанное (заблуждение): сначала предложил решение, а потом возражение. Такое решение устраняет подозрение, и слушатель скорее соглашается, когда говорящий не о том заботится, чтобы опровергнуть возражение. В последнем случае, слушатель старается о том, чтобы не быть побежденным; а тут – не бывает этого. «Ибо в Нем обитает», то есть, так как Бог живет в Нем. Но чтобы ты не подумал, будто Бог заключен в Нем, как в теле, говорит: «Вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем». Некоторые говорят, что (апостол) называет здесь церковь исполненной божества Его, как в другом месте говорит: «Полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а слово: телесно значит здесь: как в голове тело. Почему же в таком случае не прибавил он: яже есть церковь? другие думают, что он говорит здесь об Отце, что полнота Божества живет в Нем. Но это несправедливо: во-первых, потому, что слово: жить не в собственном смысле говорится о Боге; во-вторых, потому, что полнота не есть то, что принимается: «Господня земля и что наполняет ее» (Пс. 23:1), и апостол говорит: «Пока войдет полное число язычников» (Рим. 11:25); здесь исполнением называется целое. Потом, что значит слово: «телесно»? Как в главе. Для чего же опять говорит то же: «И вы имеете полноту в Нем»? Что значат эти слова? То, что вы имеете столько же, сколько и Он; как жило в Нем, так и в вас живет. Павел постоянно старается приблизить нас ко Христу, например, когда говорит: «Воскресив Его из мертвых и посадив» нас (Еф. 1:20), и: «Если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим. 2:12), и: «Как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32), и называет (нас) «сонаследниками» (Рим. 8:17). Затем (говорит) о достоинствее: «Который есть глава всякого начальства и власти». Ужели Тот, Кто выше всего, причина всего, не единосущен (Отцу)? Потом он прекрасно присовокупил здесь о благодеянии, даже лучше, чем в послании к римлянам: там οн говорит: «обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2:29); а здесь: по Христе.

Толкование на послание к Колоссянам

Августин Аврелий, блж. (†430)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

О Главе же нашей апостол говорит: Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно. Не потому телесно, что Бог телесен, но либо Павел употребил слово в переносном значении, в том смысле, что в рукотворном храме Он обитает символически, то есть посредством предначертывающих знаков… либо телесно сказано в точном смысле, потому что в теле Христовом, полученном Им от Девы, как в храме, обитает Бог.

Послания

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

На слова: в Том живет всяко исполнение Божества телесне. Ты говоришь о себе, что не разумеешь сказанного: в Том живет всяко исполнение Божества телесне, а я думаю, что сказано: телесне вместо существенно. Ибо пречистым сим храмом управляла не действенность Божества, порождаемая сущностью, но самая сущность, имеющая тысячи действенностей, не частным обладающая дарованием, а составляющая источник благ. Тот, говорит Апостол, Кто царствует со Отцом, держит бразды всего премирного и правит земным, вочеловечился и с военачальническими оружиями стал во главе дружины, чтобы и их украсить, и даровать победу человеческому роду, и обратить в бегство зловредных демонов, и сокрушить высоко о себе думающего вождя их, и Церковь наполнить тьмочисленными дарованиями.

Царь стал предводителем, сказано у Апостола, а не военачальник украсился царским достоинством. Царь среди дружины в зрак раба сокрыл Свой сан, а не воин присвоил себе царское достоинство. Царь был законоположником, а не воин усвоил себе право законодательствовать. Царю свойственно говорить: Аз же глаголю вам (Мф. 5:22); Самодержцу: хощу, очистися (Мф. 8:3). Имеющему неограниченную власть: буди тебе, якоже хощеши (Мф. 15:28); Владыке: молчи, престани (Мк. 4:39). Оставляю прочее сему подобное, чтобы перечислением всего не продлить слова.

Если же смущает тебя страдание и то, что предпринято было против Бога, но коснулось только плоти, то выслушай, что говорит первоверховный Апостол: Христу убо пострадавшу плотию (1Пет. 4:1). Посему, если тот, кому вручены ключи небес, сказал, что в собственном смысле пострадала плоть, которая может страдать (ибо Божество бесстрастно), если Иудеи, как убившие Наследника, претерпели то, что выше всякого ужаса, да не смущает тебя страдание; а напротив того, да руководит к величайшему благодарению за то, что бесстрастный Царь, не допускающий и тени изменения, отдал плоть Свою на страдания и, изрекши многое, как немощный человек, чтобы сею хитростью пленить хитреца, и воздвигнув славные победные памятники, возшел на небеса, облекшись в начаток нашего естества.

Если же Он, как говорят, был простой человек, украшенный Божественною благодатью, то по какой причине Иудеи, убив многих святых мужей, не потерпели ничего подобного, а тем, что претерпели Иудеи за Него, препобеждается всякое сравниваемое с сим страдание? Но очевидно по той причине, что те были святые, а соблаговоливший вочеловечиться есть Единородный Сын Божий.

То самое, что принявшие страдание были не одного и того же достоинства, но что они были рабы, а Сей - Владыка, стало для Иудеев причиною нещадной казни.

Сей есть наследник (Мф. 21:38), - сказали делатели винограда и устремились убить наследника, а не подобного им раба, истинного Сына Домовладыки, а не одного из среды своей, украшенного достоинством всыновления. Ибо почему после рабов послан Сын, Которого надлежало почтить? Почему называется Он вторым человеком с небесе (1Кор. 15:47)? Почему снисшел Бог и действовал заодно с Человеком?

Почему смирил Себе (Флп.2:8), будучи равен Богу? Почему Бог Сына посла в подобии плоти греха (Рим. 8:3)? И почему не уничижаются Пречистые Тайны, когда по видимости они Тело и Кровь человека? Почему изрек: тело же совершил Ми еси (Пс. 39:7)? Почему необходимо было иметь и Ему нечто такое, что мог бы принести? Почему же Собственною Своею Кровию искупил пленных? Или почему Господа славы распяли (1Кор. 2:8)? Почему Слово плоть бысть (Ин. 1:14)? Почему многочастне и многообразне Отец глаголавый во пророцех, впоследствии глагола в Сыне (Евр. 1:1.2)? Или почему Сын преискренне приобщися техже (Евр. 2:14)?

Но чтобы, перечисляя все, не обременить твоего слуха, скажу все вместе: когда Бог выражается смиренно, это согласно с домостроительством, полезно, и нимало не вредит Его пречистому достоинству. Простому же человеку говорить что-либо божественное и преестественное есть знак самой крайней дерзости. Царю позволительно говорить и думать о себе скромно; но непозволительно говорить по-царски воину или военачальнику. Итак, если вочеловечившийся был Бог, как и действительно Он Бог, то имеет место и уничижительное; а если Он был простым человеком, то не имеет места высокое.

Письмо 68: Пресвитеру Архавию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Не говорим мы и того, что пребывало Слово Божие в родившемся от Святой Девы как в обычном человеке, чтобы не подумали, что Христос - это богоносный человек. Ибо ведь если Слово обитало с нами (Ин. 1:14) и сказано, что во Христе обитала вся полнота Божества телесно, то мы не думаем, что можно сказать, что, став плотью, Слово пребывало в ней как во святых, и не определяем как тождественное такому образу пребывание в Нем [Божества]. Но Слово, соединенное по природе (kata fusin) и не преложившееся в плоть, такое сотворило пребывание, какое душа человека, можно сказать, имеет в своем собственном теле.

К Несторию об отлучении

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Иные учителя утверждали, что Христом наименована здесь Церковь и что в ней обитает вся полнота Божества. Но не знаю, прилично ли такому умопредставлению слово телесно. Думаю же, что поскольку апостол назвал Христа главою Церкви (Кол 1:18), а, как очевидно, по человечеству Он - глава наша, то это сказано о Нем как о человеке, в Себе носящем все Божество.

Толкования на послание к Колоссянам

Лев Великий, свт. (†461)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Итак, возлюбленные, объяв любовью единственный залог христианской надежды, не будем отделяться от связи с телом Христовым, в котором обитает, как говорит апостол, вся полнота Божества телесно, и вы исполнены в Нем. Ведь когда сущность Божества бестелесна, каким образом она обитает во Христе телесно, если не потому, что плоть рода нашего стала плотью Божества? И мы исполнены Богом в Том, в Ком распяты, погребены и в Ком мы воскресли.

Проповеди

Максим Исповедник, прп. (†662)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Во Христе, Который есть Бог и Слово Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно; в нас же эта полнота Божества обитает по благодати, когда мы собираем в самих себе всякую добродетель и мудрость и никоим образом (насколько это возможно человеку) не пренебрегаем истинным подражанием Первообразу.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

То есть то, что есть Бог - Слово, в Нем обитает. Но чтобы, услышав слово обитает, ты не подумал, что Он находился под действием силы, как пророки ибо вселялся в тех Бог, по слову: вселюсь в них и буду ходить в них (2Кор. 6:16), - он присовокупил: телесно, то есть что Он - не какая-нибудь энергия (сила), но сущность, как воплотившийся и составляющий одну ипостась с воспринятым. Или, по слову святого Кирилла, так живет, как душа в теле; а обитает она в теле существенно, нераздельно и неслиянно. Но душа отделяется от тела во время смерти. Бог же Слово никогда не отделялся от воскресшей плоти: и во гробе был с нею, сохраняя ее от тления, и во аде был с душою, возвещая и давая свободу пленникам, и вообще единение души и тела было и тогда, когда они разделились во время добровольной Его смерти.

Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне

Начинает выставлять, почему не следует им слушать прельстителей тех, и тут же намекает на новую черту в их мечтательном учении. Эту новую черту надобно восставить в мысли, чтоб понятно было, как выходит: не слушайте; ибо во Христе Иисусе — вся полнота Божества. Во II веке было в силе учение гностиков, которые придумали между Богом и творением множество посредствующих сил, духов — разных степеней. Между ними была и плерома, что значит полнота. Надо полагать, что и у колосских мудрователей было что-нибудь вроде плеромы, и они выставляли ее, как победное знамя своего лжеучения, обещая от нее последователям многое и премногое. Апостол и говорит против этого; не слушайте их пусторечия; их плерома — полнота пустая, плод больного воображения, мечта; настоящая полнота, не мечтательно, а существенно — во Христе Иисусе. Почему же? Потому что в Нем обитает вся полнота Божества,—не часть какая Божества, не сила только Божества, а Само Божество всею полнотою своею. А где Божество, там все. Обитает в Нем Божество телесне, то есть воплощенно. Ибо Христос Иисус есть Бог во плоти, Бог Слово, Которое плоть бысть. «Сие сказано о Нем, как о человеке, в Себе носящем все Божество. Не частную какую-либо благодать, подобно Моисею, приял Христос. Он Богочеловек, и с сим видимым соединено все Божество Единородного» (блаженный Феодорит). «В Нем, говорит, обитает Бог Слово. Но не думай, что Он заключен в теле — объят, ограничен. Ибо Он и воплотился весь, и со Отцом есть весь, будучи телесно описуем и Божеством неописан. Телесне, — то есть существенно, а не образно; как душа в теле, так и Он обитает в воспринятом человеке. А душа как обитает в теле? Неслиянно и нераздельно. Поелику сказал: живет, κατοικει; то, чтоб ты не подумал, что в Нем только действовал Бог, как в Пророках (ибо и в них обитал Бог, по написанному: вселюся, ενοικησω,— в них и похожду (2Кор. 6, 16; Лев. 26, 12), Апостол прибавил: телесне, — то есть существенно, как душа в теле. Так и святой Кирилл (понимает). Или, может быть, под: телесне — он разумеет: воплощенно. Не так, говорит, чтоб, поживши в Нем, опять преселилось Божество, но пребывает в Нем воплощенным, одну со своею плотню имея ипостась, хотя состоит (Он) из двух различных естеств» (Экумений). «Апостол для того говорит, что в Нем вся полнота Божества, чтоб колоссяне убеждены были, что, что бы кто ни придумал о небесных силах, все то полнейшим образом есть во Христе, и никак не склонялись чтить кого-либо другого. Ибо что бы ни придумывалось о другом ком, в Нем найдется несравненно больше того» (Амвросиаст).

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Истина величайшая: в человеческом теле живет вся полнота Божества, то есть в теле Иисуса Христа. Христиане! Будьте и вы в Нем полнотою, то есть как в наше естество Бог заключил, так сказать, всю полноту Своего Божества, так и мы должны заключить в Боге всю полноту возможных для человека добродетелей: будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1,16): вы имеете полноту в Нем.

Дневник. Том II. 1857–1858

Амвросиаст (†IVв.)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Итак, все, что имеет Отец, Он даровал Сыну, когда телесно родил Его в полноте Божества, и поскольку Он есть глава, то творение - Его тело. И если считается, что нечто может быть небесным созданием, то следует полагать, что все это в полноте существует во Христе, чтобы никто не считал, что следует почитать кого-то еще.

На Послание к Колоссянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

Ст. 9-10 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти

Павел говорит, что Церковь преисполнена Божеством Отца. Смысл этого таков: Церковь исполнена, во Христе же обитает телесно, то есть как тело, соединенное с главою, ибо повсюду главой Церкви он называет Христа. И вы имеете полноту в Нем, вместо - исполнены чрез Него.

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно

Колосские еретики считали Христа только одним из эонов - выразителей Божества. В противовес им, Ап. говорит, что во Христе обитает вся полнота Божества [Божество по-гречески обозначается двумя терминами: θεότης и θειότης. Первое слово происходит от термина θεтς и употребляется для обозначения божеского существа, а второе, происходящее от прилаг. θει̃ος = божественный - употребляется для обозначения свойств Божества (ср. Рим 1:19-20). Ясно, что Ап. здесь хочет дать понять своим читателям, что в Христе имеются не только божественные свойства (θειότης), но пребывает и Сам Бог (Θεтς): Он - по существу Бог] и притом телесно или в теле (σωματικω̃ς - равняется выражению ἐν σώματι), так что мы можем наблюдать ее: Ап. конечно хочет сказать, что Бога мы можем видеть в воплотившемся Сыне Божием, Иисусе Христе (ср. 1:19).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Кол. 2:8

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.9-10 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.

Указавши в мнимо-философских воззрениях отличительную черту – пустоту, Апостол указывает в Христианстве реально-божественную полноту, а именно в Иисусе Христе, в Котором «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин.1:14), по силе чего и все, что может и должно иметь божественную полноту и совершенство, получит оное не только духовно, но и материально, плотски, чрез Христа, свидетелями чего служат все Христиане, получившие дары искупления и пользующиеся плодами его. И не только люди, но и Ангелы входят в полноту жизни, дарованной чрез Христа, как члены небесной Церкви, возглавляемой Тем же Христом, Которому «дадеся всяка власть на небеси и на земли» (Мф.28:18). Посему, никоим образом никто не только из людей, но даже и из Ангелов, не мог и не может дать божественной полноты жизни и совершенства, ибо для сего, с одной стороны, необходима была высочайшая сила и могущество, которых в них нет, а с другой – человеческая телесность (для существенного общения с людьми), которой они и не могут иметь. По всему этому, та философская полнота (плирома), о которой вслед за язычниками-философами говорили еретики в Колоссах, – призрачная, ибо есть одна только действительная полнота, это – Иисус Христос, из Которого одного и можно почерпать неистощимо все, что потребно к животу и благочестию.

«В Нем естество наше соединено с Богом, а чрез это и мы в Нем соделались причастниками Божественного естества», говорит блаж. Феофилакт.«Как же вы, оставя Господа, думаете прибегнуть к Ангелам, которых Он есть глава? Всем сказанным Апостол совершенно разбивает ложное учение об Ангелах», которое покушались надвязать Колоссянам пришельцы-философы.

По мнению нашего нового толковника, здесь (в 10-м стихе) «логическое ударение лежит на слове «в Нем». Апостол с особенною силою оттеняет ту мысль, что во Христе, а не в ком либо-другом, Колоссяне имеют полноту благодати, что только в общении, в тесном единении с Ним возможна духовная жизнь Христианина». А так как это единение зиждется на воплощении Иисуса Христа, то можно сказать, что самая существенная здесь мысль – в том, что только чрез веру в Иисуса Христа, как воплотившегося нас ради, возможна истинно-совершенная и спасительная жизнь, а вместе с тем и всякое вообще проявление Божества, как в Самом Себе, так и в сотворенных Им существах, стремящихся к полноте бытия и жизни.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Божестве Иисуса Христа.

Ин.14:9. Не нравственное только единение и общение Господа Иисуса с Богом Отцом разумеется здесь, а единство по существу: Ин.10:38;17:21; так как во Христе обитает вся полнота божества телесно: Кол.2:9, то даже самый совершеннейший христианин не может и не должен сказать о себе, что видевший его (христианина), видел и Христа.

священник Николай Рудинский (†1937)

8. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;

9. ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,

В Колоссах начали появляться какие-то лжеучители, опасные для веры Христовой. Учение их представлялось философиею, изобретенною отчасти умом человеческим, а потом и принятой по преданию от мудрых людей. В состав ее входили, с одной стороны, учение о стихиях мира, а с другой – о влиянии мира духов. Внешне оно прикрывалось соблюдением иудейской обрядности и строгим аскетизмом. Но вообще представлялось заманчивым, обещая последователям своим что-то великое. Так как еще не разгадано было содержание этой философии, то Апостол и говорит о нем в общих чертах, особенно стараясь внушить, что бы оно ни обещало, все то в совершеннейшем и истиннейшем виде вы уже имеете во Христе Иисусе. Нечего, следовательно, и слушать их. Братия, говорит он, будьте осторожны, внимательны, чтобы кто-нибудь не подкрался к вам и не обольстил, не увлек на свою сторону философиею, которая тогда была в большом почете между язычниками, потому что она бралась решить от разума все вопросы о существующем, и о Боге, и о мире, его происхождении и сущности, и о человеке, его происхождении, природе и назначении, или цели его жизни. «Доискиваться решения таких вопросов не укорно, а похвально, говорит Златоуст, но решения этих вопросов могли быть укорны». Такова и была философия колосских лжеучителей, поэтому святой Павел и называет ее пустым обольщением. Содержанием ее служили мечты воображения, а не истина. Потому что она основывалась на предании человеческом, идущем с незапамятных времен, которому придавалось какое-то священное значение истины или откровения, и на стихиях мира, может быть, на учении астрологии о влиянии светил небесных на судьбу людей, или на колдовстве – материальных средствах для сношения с духами. Одним словом, основание ее было чуждо Христа и христианства. Между тем, они свои мечтания называли «плиромой» (с греч.) – полнотой. Святой Павел и говорит: не слушайтесь их, не в их философии полнота, а во Христе Иисусе. В Нем воплотившемся обитает вся полнота Божества, ибо Иисус Христос есть истинный Бог во плоти. Эту полноту Божества Господь Иисус Христос изливает и на верующих в Него.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Священом Предании.

 

Сектанты говорят:  Слово Божие запрещает руководство преданием (Мф.15:1-9; Мк.7:5-13; Кол.2:8-22).

Ответ: В указанных местах говорится не ο Священом Предании, которое по существу своему не может противоречить Священному Писанию, так как один и тот же Бог есть Виновник того и другого источника вероучения, а ο «преданиях старцев», – «преданиях человеческих», – «заповедях и учениях человеческих», устранявших заповеди Божии (Мф.15:6), извращавших учение Церкви ο лице Иисуса Христа (Кол.2:8), Которого колосские лжеучителя признавали тварным существом, одним из ангелов. Старцы бывают различные (2Ин.1:13Ин.1:1; ср. Мф.15:2; Мк.7:3).

Церковь православная, согласно слову Божию, предостерегает верующих от этих последних преданий, но заповедует держаться только апостольских преданий (2Фес.2:15), записанных ли самыми апостолами («посланием нашим») или их учениками и преемниками («словом»).

Сектанты поступают наоборот: апостольские предания отвергают, а тщательно хранят «предания человеческие». Так напр., не предания ли человеческие: «Вероучение русск. еванг. христиан-баптистов», – «Проектное изложение Евангельской веры, или вероучение евангельских христиан», – «Гусли», – «Тимпаны», – «Кимвалы», – «Заря жизни», – «Новая арфа», постановления съездов сект. и др.? Не «предания ли человеческие» – чины преломления, крещения и пр., совершаемые сектантами?

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible