Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне».
Святые отцы
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 15-17 И паки от страха дах лице мое на землю, се аки подобие человече прикоснеся устам моим. От страшного видения я умолк и поверг лицо свое на землю. И Ангел прикоснулся ко мне, и отверзох уста мои, и глаголах, и рех ко ангелу страшному, стоящему предо мною: Господи, в видении твоем обратися утроба моя во мне, и дыхание не оста во мне. В видении твоем превратились во мне внутренности мои и не в силах я стоять пред тобою; от трепета расслабли колена мои; посему како возмогу ныне глаголати к тебе?
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Увидев, говорит Пророк, что снова весь я в мучительном борении, как бы человеческою рукою прикоснувшись к устам моим, вложил в меня силу говорить, и сказал я ему: одно воззрение на тебя сделало меня лишенным всякой силы, смятением наполнило душу и отняло у рассудка прежнюю благораспорядительность мыслей, потому что страх привел меня в великое изнеможение, и не мог я перевести, по обыкновению, дыхания. Поэтому, как же мне быть в состоянии разуметь вещаемое тобою или дать приличный ответ? Но никто да не подумает, что явившийся Даниилу есть Сам Владыка, потому что Даниил нарицает его Господем. Ибо сам явившийся, при конце видения, простерши руки свои на небо, как сказано, «клятся живущим» Господем (Дан.12:7), благопризнательно признавая рабство свое. Посему Пророк называет его Господем, не как Бога, но воздавая подобающую честь, потому что мы, беседуя и с почтеннейшими людьми, имеем обычай употреблять сие приветствие. Так и блаженный Авраам, узрев Ангелов в образе мужей и ведя с ними речь, как с мужами, сказал: прошу Тебя
«Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего» (Быт.18:3). И блаженная Ревекка домочадцу блаженного Авраама говорит: «пий, господине, и верблюдом твоим налию» (Быт.21:18-19). Так и здесь слово: «Господь» не означает Бога всяческих. Сие яснее узнаем в конце, а между тем будем продолжать по порядку.