Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И он сказал: «знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И он сказал: «знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции
Даниил опять изнемогает, и опять ангел поднимает его и говорит: теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции. Может быть, он шел бороться с одним из противившихся ему из-за будущего, например действовавших против Македонии; впрочем, он еще не уверен в этом. Разве бывает у ангелов борьба и состязание за людей? Да, — потому что они много заботятся о людях. Он еще не был уверен, и как бы так сказал: я вынужден бороться с ним.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
И он сказал: знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции
Слова эти означают следующее: я пришел для того, чтобы сообщить тебе, что молитвы твои услышаны; но я возвращусь, чтобы опять бороться пред Богом с князем персидским, который не хочет освободить народ твой из плена.
Ибо когда я уходил, то пришел князь греческий.
Я, говорит, уходил от лица Божия, чтобы возвестить тебе то, что будет с народом твоим в последние дни, хотя еще не был спокоен, потому что стоял князь персидский и возражал против твоих молитв и против отправления меня [к тебе]. И вот пришел князь греческий, то есть македонский, и предстал пред Богом, обвиняя князя персидского и мидийского с тою целью, чтобы на их место вступило царство македонское. И по истине удивительны таинства Божии; ибо по освобождении народа иудейского Александр, царь македонский, умертвив Дария, разрушил царство персидское и мидийское, и князь греческий победил князя персидского.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.
Что говорит, ведет речь явившийся Даниилу, об одном или о двоих, о князе персском или еллинском? Чтобы доброе что-либо было народу вашему, сие, конечно по причине великого его беззакония, не угодно всем Силам небесным, кроме одного Михаила, которому поручено попечение о вас. А слово: «братися» явившийся употребил в значении: разглагольствовать и убеждать, желая показать, и справедливое негодование одного на народ, и благоволение другого к народу и вероятно, что беседующий с Даниилом есть святой Гавриил, потому что он истолковал Пророку и другие откровения.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
В Книге Пророка Даниила Ангел говорит Даниилу: Не бойся Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне. И я остался там при царях Персидских (Дан.10:12-13). И ниже: Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским (Дан.10:20).
Эти слова Писания святые Отцы толкуют так, что Ангел, начальствующий над Иудейской синагогой, вместе с Даниилом молился Богу о возвращении народа Израильского из плена в Иерусалим, полагая, что это благо для пленных. Персидский князь, то есть Ангел, повелевая Персами, молил Бога, чтобы Израильский народ пребывал в плену, говоря Богу о пользе и благе от плена. Поскольку все молились с благим намерением, однако не знали воли Божией, то препятствовали друг другу. Что значит Ангелу. Персидскому князю, сопротивляться другому Ангелу, то есть Михаилу, князю народа Израильского, если не молиться Богу противоположным образом и в молитве рассказывать перед Божиим Величеством о благах пленения для сынов Израилевых.