Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.
Святые отцы
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Но да возвещу ти вчиненое в писании, а именно, что выйдут полчища из земли китиейской, как предвозвестил Валаам: и изыдут из земли Китиейской (Числ.24:24). И несть ни единаго, помогающаго со мною о сих, но точию Михаил князь ваш. Сие говорит Ангел Пророку, чтобы или побудить Евреев молиться, или вразумить самого Даниила, что непохвально его желание делать принуждение свободе.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего
Ход мыслей следующий. Дело остается еще в неопределенном положении. Ибо когда ты молился Господу, а я приносил [Ему] молитвы твои, то против [меня] стоял князь персидский, не желавший, чтобы народ твой был освобожден из плена. Но так как пришел князь греческий и борется пока с князем персидским; то я, имея там помощником Михаила, сообщу тебе, пока они будут бороться между собою, то будущее, которое предвозвестил мне Бог и повелел объявить тебе. И ни в ком не должно возбуждать сомнения то, что вместо князя македонского он назвал князя греческого, то есть ᾿Ελλήνων. Ибо Александр, царь македонский, сначала разрушил и подчинил своей влаcти Грецию, а потом поднял оружие против персов.
И во всем этом нет ни одного помощника у меня, кроме Михаила, князя вашего.
Я говорит, тот ангел, который приносил молитвы твои Богу, и нет ни одного помощника у меня в молениях за вас пред Богом, кроме архангела Михаила, которому вверен народ иудейский. И в настоящее время я и князь греческий пока сообща боремся против князя персидского. Должно обратиться к древней истории и рассмотреть, не указывается ли [здесь] на то время, когда персы были побеждены греками. По общепринятому (vulgatam) изданию до конца книги считается одно видение, бывшее Даниилу в третий год Кира, царя персидского. Но в подлинном еврейском тексте то, что далее следует, отделено и изложено в обратном порядке. О причинах этого мы выше сказали. Ибо не под третьим годом Кира, а под первым [годом] Дария, низвергшего Балтасара, описывается то, что изложено.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.
Что говорит, ведет речь явившийся Даниилу, об одном или о двоих, о князе персском или еллинском? Чтобы доброе что-либо было народу вашему, сие, конечно по причине великого его беззакония, не угодно всем Силам небесным, кроме одного Михаила, которому поручено попечение о вас. А слово: «братися» явившийся употребил в значении: разглагольствовать и убеждать, желая показать, и справедливое негодование одного на народ, и благоволение другого к народу и вероятно, что беседующий с Даниилом есть святой Гавриил, потому что он истолковал Пророку и другие откровения.