Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 2, 9 И рече царь призвати обаятелей и волхвов. Аще убо сна не возвестите мне, вем, яко слово ложно и растленно совещастеся рещи предо мною

Во второй год царствования своего Навуходоносор видел сон, и забыл, что видел во сне, конечно, к посрамлению обаятелей и Халдеев, которые думали, что обаяниями и вычислениями своими возвеличили они царя вавилонского. Ибо пришел Даниил, и прославлен тем Богом, о Котором Вавилоняне думали, что Он побежден богами вавилонскими.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Поэтому царь велел созвать прорицателей, и магов, и чародеев и халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Когда же они пришли, то стали пред царем

Вместо прорицателей (hariolos) прочие перевели ἐπαοιδούς, то есть заклинателей (inсаntаtоres). Заклинатели же – это, по моему мнению, те, которые действуют посредством слов; маги – те, которые занимаются философским исследованием всякого рода предметов (de singulis)7; чародеи (malefici) – которые пользуются кровию и жертвами и часто прикасаются к телам умерших. Далее, халдеи означают, как полагаю, γενεθλιαλόγους8, которых народ называет астрологами (mathematicos). Маги в обыкновенной речи принимаются за чародеев (maleficis), но у своего народа они имеют другое значение, потому что они служат философами у халдеев и с наукою их искусства сообразуются во всех своих действиях цари и начальники этого народа. Поэтому и при рождестве Господа Спасителя они первые узнали о пришествии Его и, пришедши в святой Вифлеем, поклонились Младенцу по указанию звезды над тем местом (desuper).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.2 И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем.
Ст.2 И рече царь призвати обаятелей и волхвов, и чародеев и Халдеев, еже возвестити царю сон его. И приидоша и сташа пред царем.

     Для разумеющих видно в этом Божие домостроительство: желая, чтобы Пророк Его сделал царю известным сон его, и в следствие сего царь приял благие и спасительные советы, Бог устрашает царя сном, отъемлет же памятование сна. Но как явно промышление Бога всяческих, так для всякого благочестивого видимо и безумие царя. Ибо не крайнее ли омрачение ума от других, требовать, чтобы вспомнили сон его? Однако же говорит Пророк: призванные «приидоша и сташа пред царем».

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем. И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон

По взгляду Навуходоносора, сновидения были одним из средств, при помощи которых боги возвещают свою волю людям. Так, в одной из надписей, он обращается с молитвою к богу Самасу, чтобы тот возвестил ему во сне свою милость и благоволение. Рассматривая и новый забытый сон, как откровение свыше, царь естественно желает знать его, так как это равносильно знанию воли богов, и томится и мучится от неизвестности («тревожится дух мой, желая знать этот сон»).

В целях восстановить в памяти забытое и через то успокоиться он обращается к единственно возможному и надежному, по его мнению, средству, — к помощи вавилонских мудрецов пяти классов, из которых каждый обладал специальными знаниями. Из них «тайноведцы» (евр. хартумим) — знатоки священной халдейской письменности, толкователи при ее помощи сновидений в религиозном смысле и заклинатели злых демонов одними словами без помощи каких-либо волшебных средств (ср. Исх. 7:11. Толковая Библия 1 т.); «гадатели» (евр. асафим от асаф дуть; греч. μάγοι; слав. волхвы) — люди, занимавшиеся, по словам блаженного Иеронима, философским исследованием разного рода предметов, изъяснявшие чудесные видения и предсказания оракулов, объявлявшие народу волю богов, слагавшие в честь их гимны и, наконец, производившие заклинания при посредстве дуновения; «мекасфим» — чародеи, волшебники, употреблявшие для волхвований видимые чары, пользовавшиеся между прочим в этих целях кровью жертвенных животных, (блаж. Иероним); «касдим» — халдеи в собственном смысле или жрецы (Геродот; Диодор Сицилийский), наблюдавшие движения звезд, занимавшиеся астрономическими вычислениями и на основании их предсказывавшие судьбу человека (блаженный Иероним) и, наконец, «газрим» (27 ст.) — то же что астрономы, гадатели по звездам, по внутренностям животных, по полету, крику птиц и т.п. Навуходоносором вызываются мудрецы, конечно, их представители, всех пяти классов, так как знания какого-либо одного были недостаточны при объяснении сна. Хартумим должны были дать его толкование, асафим сообщить царю волю богов; чтобы точнее определить предуказываемое сновидением благополучие или несчастие, можно было погадать по звездам, внутренностям животных, чем занимались касдим и газрим; в случае если бы сон предвещал какое-либо несчастие, те же касдим, как жрецы, должны были умилостивить богов жертвами, а мекасфим — попытаться отвратить бедствие своими чарами.

Петр Никанорович Спасский (†1917)

Ст. 1-3 Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него. И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем. И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон.

Ст. 1-3 (церк-сл.) В лето второе царства Навуходоносорова, соние виде Навуходоносор, и ужасеся дух его, и сон его отступи от него: и рече царь призвати обаятелей и волхвов, и чародеев и Халдеев, еже возвестити царю сон его. И приидоша и сташа пред царем. И рече им царь: видех сон, и ужасеся дух мой, еже уразумети.

Во второй год своего царствования Навуходоносор видел страшный сон и от страха забыл содержание его (1 ст.). Желая восстановить в памяти забытое сновидение и узнать смысл его, царь созвал всех мудрецов вавилонских (2 ст.) и объявил им, что он видел сон и так испугался, что забыл его (3 ст.).

Сон, виденный Навуходоносором, как видно из дальнейшего, не был простым сновидением, но был откровением ему воли Божией. В такой же форме получали откровения от Бога и другие языческие цари, напр. Авимелех, царь Герарский (Быт.20:3), Фараон, царь египетский (Быт.41:1-8), Елифас, царь Феманский (Иов.4:12-18). Что языческие цари получают небесное откровение, это не должно казаться странным. Языческие цари, управлявшие судьбами народов, были исполнителями воли Божией: орудиями всемогущества Божия, от Бога получали свое высокое звание. Богом же невидимо были руководимы и поддерживаемы в своих действиях (ср. Ис.44:28;  Ис.45:1; Иер.25:9). Этим то и объясняется, почему они удостаивались иногда непосредственных откровений от Бога.

Сновидение Навуходоносора было в лето второе его царства (в 5-й год Иоакима царя Иудейского в 606 г. до Р. Хр.), следовательно в самом начале его блестящего царствования ему уже дано было понять, что царство это непрочно и непродолжительно. Впрочем, по мнению бл. Иеронима, здесь разумеется 2-й год царствования его над всеми иноземными народами, покоренными им. А Иосиф Флавий разумеет второй год после опустошения Египта: «через два года после опустошения Египта царь Навуходоносор видел чудесный сон, и смутился дух его, и сон его бежал от него». Опустошение же Египта Навуходоносором совершилось, по свидетельству того же Иосифа Флавия, на пятом году после разрушения Иерусалима.

Обаятели, волхвы, чародеи, халдеи, газарины (ниже Дан.25:5-7), это различные наименования людей мудрых, обладавших высокими и обширными знаниями, особенно знанием тайных сил природы, священных письмен (иероглифов), а также в области астрономии и медицины. Главным занятием их было изучение природы, наблюдение за явлениями небесными, толкование снов, угадывание будущего; вместе с тем они были большею частью и жрецами. Таковы волхвы современные Иосифу (Быт.41:8) и Моисею (Исх.7:11) и волхвы, приходившие на поклонение Иисусу Христу (Мф.2:1-2). Сюда же можно относить Валаама (Чис.22:5) и Симона (Деян.8:1). Многие из них были людьми мудрыми и учеными в лучшем смысле этого слова и даже удостаивались иногда особенных откровений от Бога, как напр. Валаам и волхвы, приходившие на поклонение Иисусу Христу, а другие несомненно к научным занятиям присоединяли и низкое ремесло: волшебства, ворожбы, заклинаний, разных обманов и т. п. Поэтому то, вероятно, они и называются между прочим обаятелями и чародеями. В частности:
1) обаятели, русск. – тайноведцы, прорицатели, это хранители тайн, толкователи священных письмен: они же и заклинатели, на что указывает греческое название их (ἐπαοιδοὶ);
2) волхвы (или маги), русск. гадатели, это те, которые занимались философским исследованием всяких предметов, а вместе и разными видами гаданий (на что указывает русский перевод); по сравнению с другими – это высший класс мудрецов, пользовавшийся большим влиянием в народе и даже при дворах царей;
3) халдеи – это, по мнению бл. Иеронима, астрологи, занимавшиеся предсказанием судьбы человека по дню его рождения и изучением влияния звезд на судьбу человека; они называются халдеями, вероятно, потому, что Халдея (Вавилония) была родиной этой науки (хотя и Египет может оспаривать эту часть);
4) чародеи это люди, занимавшиеся по преимуществу нашептываниями и наговорами, употреблявшие при этом и разные снадобья или лекарства; это едва ли не самый низший разряд лиц, носящих общее название мудрецов;
5) газарины (русск. гадатели, лат. haruspices) это – преимущественно занимавшиеся рассматриванием внутренностей жертвенных животных и предсказывавшие по ним будущее.

Толкование на пророческие книги Ветхого Завета

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka