Скрыть
Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-13 Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются. Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю

По­чему здесь не видно Даниила? Мне кажется, что доносчики из страха не называли его, или царь, по уважению к нему, не при­нуждал его, чтобы не иметь в нем явного обличителя. Не­которые видят причину этого в том, что он назывался Вал­тасаром, — а это имя было у них названием идола, — и потому Бог устроил, что Даниил не был брошен в печь, чтобы не приписали избавления его силе этого имени и не уклонились от обличения. Что же три отрока? Конечно, и они могли обли­чить это дело. Но почему же Бог не сделал так, чтобы они наперед предсказали (о своем избавлении)? Халдеи клеветали на них, — ведь зависть делает многое. Они не могли перено­сить, видя, что пленники властвуют над ними. Но посмотри: как при (истолковании сна) Даниилом они сначала узнали образ жизни и кротость его, а потом увидели знамения, так и здесь сначала отроки делаются известными и Бог открывает их благочестие, а сами они, будучи так приготовляемы, не выставлялись на вид. Вы знаете, что человек, отчаявшийся остаться в живых и готовый на смерть, способен решиться на все, и даже на то, что кажется весьма дерзким. Но они, пре­зирая смерть, были кроткими, не простирая смелости до дерзо­сти, и делали это не по честолюбию.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 3

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12, 14 Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются 14. Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь

Они как бы так говорят: те, коих ты предпочел нам и из пленников и рабов сделал начальствующими, возгордившись, презирают твои приказания, не чтут твоих богов и не покланяются истукану, поставленному тобою. Сказанное нами в начале этого видения, что боги Навуходоносора не тожественны с золотым истуканом, который он приказал поставить для служения себе, здесь подтверждается с большею ясностию, ибо и далее сам царь говорит: Вы не служите богам моим и не покланяетесь истукану, который я поставил? и проч. Некоторые говорят, что Священное Писание обыкновенно одного идола называет во множественном числе; так в Исходе стоит относительно тельца: сии бози твои, Исраилю, яже изведоша тя из земли египетския (Исх. 32, 4). Также в книге Царей об Иеровоаме, поставившем золотого тельца в Вефиле, говорится, что он сделал идолов(3Цар. 12, 32). И наоборот, многие демоны называются в единственном числе, как у Исаии: прекланяется, и покланяется ему и молится ему глаголя: бог мой еси ты (Ис. 44, 17).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.12 Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются.
Ст.12 Суть убо мужие Иудее, ихже поставил еси над делы страны Вавилионския, Седрах, Мисах и Авденаго, иже не послушаша заповеди твоея, царю, и богом твоим не служат и телу златому, еже поставил еси, не покланяются.

     Седрах, Мисах и Авденаго, мужи те «не послушаша заповеди твоея, царю». Сим и зависть свою выказывают и воспламеняют гнев царя, давая сим разуметь, и как бы говоря: смотри, кого предпочел ты нам, кому вверил Вавилонское государство. Не захотели они и на мысль себе привести величия чести, и стать признательными почтившему, но величие чести обратили в повод к бесчестию, прямо противясь твоим законам и не соглашаясь исполнять твои приказания. И не из этого только видеть можно самоуправство и неблагодарность их, и другим образом можешь дознать, что не делают ничего приличного подданным. Кого почитаешь ты богами, тех они не почитают и не воздают должного служения богам, которым ты покланяешься, явно отреклись от поклонения кумиру, возданного ему всеми подвластными тебе. Выслушав сие, этот повредившийся в уме царь, забывший сказанное им Даниилу: «по истине Бог ваш, той есть Бог богов и Господь царей», изводит мужей на среду, и спрашивает: подлинно ли не хотят участвовать с ним в служении богам, и отказываются от поклонения кумиру? Потом советует и увещавает сделать это, устрашая угрозою предать огню. Ибо говорит: (Дан.3:15).

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-13 В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев. 9. Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи! Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану; а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем. Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются. Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю

Даниила на торжестве почему-то не было, но его друзья, оставаясь верными закону Моисееву (Исх. 20:2-4), не исполнили приказания царя, о чем ему было доложено завидовавшим их возвышению халдеями. Друзья обвиняются в том, что богам царя не служат и поставленному им истукану не поклоняются. Первая половина доноса не требует непременно признания, что на торжестве открытия статуи находились изображения и других богов. Из факта непоклонения золотому истукану халдеи могли вывести общее заключение об отрицании друзьями всех вавилонских божеств. Построенное таким образом обвинение становилось особенно тяжелым. Поступок отроков являлся оскорблением не только вавилонских богов, но и самого Навуходоносора, от имени которого было издано нарушенное ими приказание. Отсюда вполне понятен его гнев.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible