Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Даниила 6:16
Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 16, 18 Тогда царь рече, и приведоша Даниила, и ввергоша его в ров левск. И наклонясь царь, рече Даниилу: Бог твой, Емуже ты служиши, Той избавит тя. Не по воле царя Даниил ввержен был к львам. Сие видно из того, что царь наклонясь к Даниилу, сказал: Бог твой, Емуже ты служиши, Той избавит тя, и после того, как ввергли Даниила, ляже без вечери, т.е в этот день не вкушал он пищи и пития, даже и вечером не разрешил он поста своего, скорбя о Данииле. Но поелику Дарий имел нрав тихий и кроткий, и не любил спорить, то не мог воспротивиться злобе тех, которые донесли на праведника и обвиняли его. И поелику они требовали исполнить закон, данный о молитве, дознано же было что Даниил молился; то царь не решился нарушить закон, им самим постановленный. Притом, обвинители Данииловы действовали весьма хитро. Но из всего видно, что царю не хотелось ввергнуть Даниила в ров.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 16-18 Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя! И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле. Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него
Вспомни о гробе Христовом, когда иудеи положили на нем печать. Если бы не было этого, то сказали бы, что дело совершилось волшебством. Но все, что ни делается врагами, бывает нам на пользу. Это сделано было для того, чтобы отнять у клеветников всякий предлог к оправданию: и царь налагает печать, чтобы им не было возможности сделать что-нибудь или вытащить Даниила и сослаться на львов, и они налагают печать, чтобы царю невозможно было избавить его, и чтобы таким образом решение дела было беспристрастно. И не ужинал царь, говорится, и не спал. Посмотри, как велика его любовь.
См. также Толкование на Дан. 6:13
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили его в ров львиный. И сказал царь Даниилу: Бог твой, которому ты постоянно служишь, Сам спасет тебя
Он уступает толпе и, при согласии противников, не решается отказать им в смерти друга, и чего сам не может достигнуть, это поручает могуществу Божию. И не говорит с обиняками, что Он спасет тебя, если может, но выражается решительно и уверенно: Бог твой, говорит, которому ты постоянно служишь, Сам спасет тебя. Ибо он слышал, что три отрока, занимавшие низшее положение, нежели Даниил, вышли победителями из огня в Вавилоне и что Даниилу были открыты многие тайны; поэтому он и любил его, и оказывал человеку, бывшему пленником, величайший почет.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст.16 Тогда царь рече, и приведоша Даниила и ввергоша его в ров левск. И рече царь Даниилу: Бог твой, Емуже ты служиши присно, той избавит тя.
Благочестивая речь и не согласная с прежнею. Если сам свидетельствуешь, что столько силы у Бога, то как же узаконил ты, чтобы в продолжение тридцати дней никто не молился Богу? Но кажется, что Дарий, хотя был добр, кроток правом и привержен более к благочестию, однако же боялся всякой молвы и весьма легко мог быть обманут. Иначе в управлении царством не дозволил бы водить его подчиненным, вместо того, чтобы водить их самому. Представляется же он и весьма удивляющимся Даниилу. Ибо говорит: «Бог, Ему же ты служиши присно», то есть Бог, для Которого пренебрег ты и мои законы, и Которому непрестанно благоугождаешь, вознаградит тебя за благочестие и избавит от предстоящих тебе бедствий. Потом и уповая на Божию силу, и подозревая в злоумышлении обвинителей, камнем заграждает устье рва и прилагает печать оттиском перстня, чтобы Даниилу не было причинено какого-либо зла обвинителями. Царь надеется, что Бог Даниилов не попустит львам причинить вред священному и святому телу Даниилову. Посему, сделав это (Дан.6:18)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Даниил
Даниил (судия Божий, т. е. открывающий от лица Бога волю Его):
а) (Иез.14:14) – четвертый из больших пророков (Мф.24:15), история которого в книге, носящей его имя, передана с большими подробностями.
Он, по мнению некоторых, был потомок Давида или, по крайней мере, происходил из царского рода и еще юношей был отведен в Вавилон в числе прочих пленных иудеев. Одаренный прекрасными душевными и телесными качествами, он научился здесь языку и мудрости халдейской и вместе с тремя своими товарищами Ананией, Азарией и Мисаилом под именем Валтасара взят на службу при царе и жил в царском дворце (Дан.1:1-4).
С ранних лет он отличался благочестием и мудростью, о чем свидетельствует современный ему писатель пр. Иезекииль (Иез.14:14-20,28:3), и наконец занял высокое положение при дворе ц. вавилонского. Даниил истолковывал царю его замечательные сны и сам удостоился неоднократных видений, в которых ему были открыты важнейшие и замечательнейшие события.
При восшествии на престол Дария он был сделан первым из трех правителей Империи и был чудесным образом спасен от пасти львов, брошенный в львиный ров за свою привязанность к отеческой вере (Дан.6:10-24).
Неизвестно, где умер Даниил, хотя и полагают, что он скончался 90 лет от роду в одной из областей Халдейских. Слава о мудрости и праведности Даниила далеко распространилась еще при его жизни. Он поставляется наравне с Ноем и Иовом (Иез.14:14-20).
Сам Господь внушает особенное внимание к пророчествам Даниила, давая видеть как историческую действительность лица его, так и великое значение его пророчеств (Мф.24:5, Мк.13:14, Лк.21:20);
б) (1Езд.8:2) – имя левита, потомка Аарона по линии Ифамара, возвратившегося из Вавилона с Ездрой, в царствование Артаксеркса и потом с прочими приложившего печать к обязательству быть верными Богу (Неем.10:6).
Лев
Лев (Быт. 49, 9) – дикое и хищное животное, хорошо всем известное и потому не требующее особенного подробного описания.
Наружность льва величественна, его развевающаяся грива, щетинистые брови, блестящие зубы, грозный вид действительно поражают. Длина льва иногда превышает 8 футов. Цвет кожи львов бывает большей частью красно-бурый. Храбрость и неустрашимость их обратились в пословицу. Эти хищные животные водились некогда на болотистых берегах Иордана, но вследствие ежегодного разлития реки оставили оные и сделались еще свирепее и отважнее (Иер. 49, 19).
Аллегорических указаний на качество и свойства львов, этих поистине царей зверей, в Библии встречается очень много, и они так ясны, что не требуют особенных объяснений. В Свящ. Писании нередко, напр., упоминается об его ужасном рычании, острых зубах, свирепом взгляде, отважных походах за добычей и быстрых прыжках, с которыми он бросается на оную.
Евреи, которые были так хорошо знакомы с этим благородным животным, имели для него различные названия, смотря по его возрасту и полу, как, напр., следующие: львенок молодой, престарелый лев, львица и т. п. (Втор. 33, 22, Иез. 19, 2, Пс. 33, 2, Ос. 5, 14, Чис. 23, 24 и др.). Со львами имели счастливую борьбу Самсон (Суд. 14, 5-6) и Давид (1Цар. 17, 34-37). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля (3Цар. 13, 24-26). Пр. Даниил был спасен от львов, в ров которых был брошен (Дан. гл. 6, Дан. 6, 16). Львы в Свящ. Писании представляются символами людей, отличающихся особенной силою, властью и могуществом (Дан. 7, 4). Рыканию льва уподобляется слово Божие (Иов. 4, 10-11), всегда производящее потрясающее действие на сердца человеческие (Ам. 3, 4-8). Рыкающему льву, ищущему поглотить человека, уподобляется диавол, ищущий погибели человеческой (1Пет. 5, 8).
В книге Иова говорится о льве в следующих словах: Рев льва и голоса рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются. А в кн. пр. Наума содержится другое рельефное, аллегорическое изображение возраста, наружности и свирепости львов, именно: Где теперь логовище львов, говорит он, и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, лев похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным? (Наум.2, 11).
Все поэты древности обилуют ссылками на благородную отважность и силу царя четвероногих, и немало их встречается также в Свящ. Писании. Изображения львов нередко встречаются на ассирийских и вавилонских изваяниях и на памятниках египтян, которые, как известно, боготворили львов. В настоящее время львы редко встречаются в Сирии, но зато их нередко можно встретить в Халдее. Их часто видели и видят также при р. Евфрате и Тигре. Старый лев Западной Азии имеет черную гриву – и отсюда, вероятно, его прозвание: Shachal, т. е. черный лев.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-16 Тогда эти люди подсмотрели и нашли Даниила молящегося и просящего милости пред Богом своим, потом пришли и сказали царю о царском повелении: не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров? Царь отвечал и сказал: это слово твердо, как закон Мидян и Персов, не допускающий изменения. Тогда отвечали они и сказали царю, что Даниил, который из пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами. Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своем спасти Даниила, и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его. Но те люди приступили к царю и сказали ему: знай, царь, что по закону Мидян и Персов никакое определение или постановление, утвержденное царем, не может быть изменено. Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя
В душе Дария, понявшего замыслы врагов Даниила, происходит борьба между чувством долга, обязывающим исполнить закон, и желанием спасти пророка. Последнее настолько сильно, что первоначально препобеждает первое: царь придумывает различные средства обойти утвержденный им самим указ (ст. 14). Но в конце концов сознание необходимости быть верным закону берет перевес над расположением к Даниилу. Будучи не в силах спасти его, даже оказать какую-либо помощь, он живет лишь надеждой, что защитой пророка будет Бог, которому он служит.