а над ними трех князей, – из которых один был Даниил, – чтобы сатрапы давали им отчет и чтобы царю не было никакого обременения.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-3, 14 Поелику Дарий любил покой и не хотел трудиться, то, как написано у Даниила, постави князей, т.е. правителей, сто и двадесять; над ними же постави три, от них же бе Даниил един. И бе над ними.

У Мидян и Персов был закон: постановленного однажды царем не отменять. Князья просили царя, чтобы постановил он в Вавилоне такой неотменяемый закон; ибо знали, что царь охотно отменит всякое постановление для спасения Даниила. Даниила же не было при царе, когда он с утра до вечера препирался с князьями. Ибо если бы Даниил был при царе, то признался бы, что молился он, и суд над ним не продолжался бы с утра до вечера.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-2 Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а над ними трех князей, - из которых один был Даниил, - чтобы сатрапы давали им отчет и чтобы царю не было никакого обременения

Иосиф, о котором выше мы сказали, так говорит, излагая события, [описываемые] в этом месте: Дарий же, разрушивший царство вавилонян при помощи родственника своего Кира, сражавшегося вместе с ним, имел шестьдесят второй год жизни, когда взял Вавилон, и был сыном Астиага, который у греков назывался другим именем; и взял он с собою Даниила пророка, и привел в Мидию, и сделал одним из трех князей, начальствовавших над всем царством его. Отсюда мы видим, что по разрушении Вавилона Дарий возвратился в царство свое, в Мидию, и привел с собою Даниила в той же должности, на которую он был возведен Валтасаром.

И не подлежит никакому сомнению, что он слышал о чудесном знамении, бывшем при Валтасаре, и о том истолковании, которое сделал Даниил, а также о том, каким образом он предсказал господство мидян и персов. Поэтому никто не должен смущаться, если говорится, что Даниил был то в царствование Дария, то в царствование Кира. Вместо Дария ИХХ перевели Артаксеркс. Что же касается обратного порядка, вследствие которого события, бывшие при Дарии, излагаются ранее, нежели то, что было во время Валтасара, убитого Дарием, о чем мы впоследствии будем читать, то причиною этого, по моему мнению, было то, что сказав в конце предшествующего видения: и Дарий Мидянин вступил на царство, будучи шестидесяти двух лет, он [пророк] к этому событию непосредственно присоединил другие события [бывшие при Дарии]. Таким образом то, о чем мы будем теперь говорить, было во время того Дария, который убил Валтасара

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.1-2 Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а над ними трех князей, – из которых один был Даниил, – чтобы сатрапы давали им отчет и чтобы царю не было никакого обременения. 

     
Подлинно ничто не может затмить благочестия, будет ли оно в рабе и пленнике, повсюду изливает лучи свои, ничто не сильно омрачить светозарности его, но блистание его подобно молнии. И сие можно видеть во многих и других случаях, особенно в том, что было с блаженным Даниилом, который, став рабом и пленником, живя на чужой стороне, обращаясь с варварами, славен был при Навуходоносоре, потому что и сим самым страшным царем удостоен поклонения, отличался и при Валтасаре, а равно знаменит был и при Дарии. Преемства царей не произвели перемены в воздаваемой ему почести. Славу царей угашала смерть, а его светозарность при всех была одинакова. И приемлющие царство или другую какую начальственную власть, обыкновенно всего менее полагаются на тех, которые были весьма близкими к предшественникам. Но Даниил у всех приобретал одинаковую доверенность, пользовался равным почетом и ему вверяли одну и туже власть, как и теперь при Дарии стал он одним из трех чиновников. Чиновниками же, как думаю, называются так именуемые нами «ипархи», а князьями – народоправители. И блаженный Даниил, будучи одним из чиновников, превзошел, как сказано, и чиновников, и князей – народоправителей, при взаимном их сличении, сравнении и испытании. Потом Пророк излагает причину сего превосходства. Сказано: (Дан.6:3)

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-3 а над ними трех князей, — из которых один был Даниил, — чтобы сатрапы давали им отчет и чтобы царю не было никакого обременения. Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством

Расчленение власти между 120 сатрапами и сосредоточение ее в руках трех главных архонтов облегчало не особенно расположенному к труду Дарию управление обширной монархиею. Одним из верховных князей был сделан Даниил. Возведением в эту должность он обязан и своей выдающейся мудрости, слух о которой мог дойти до Дария, а также событиям последней ночи Вавилона, — предсказанию о завоевании его мидянами и персами. Дарий возвышает лицо, возвестившее ему успех, т.е. лицо, по его понятиям, к нему расположенное. В новой должности Даниил не только оправдал доверие к себе царя, но за свою мудрость оказался в его глазах заслуживающим назначения на пост первого и полновластного правителя государства.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible