Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Даниила 6:20
и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов
Сначала он ободрил Даниила, сказав: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов. Опять он говорит то именно, что могло ободрить душу его. Может быть, он уже слышал об этом. Потом он приходит, произнося славословие.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов
И приблизившись ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила и сказал ему.
Сердечное расположение выражает он слезами, и, забыв о достоинстве царя, победитель бежит в пленнику, господин в рабу.
Даниил, раб Бога живого.
Называет Богом живым в отличие от богов языческих, которыми слушать истуканы умерших людей.
Бог твой, которому ты постоянно служишь, возмог ли, по твоему мнению, спасти тебя от львов?
Употребляет неопределенное выражение не потому, чтобы сомневался в могуществе Бога, о котором выше сказал:
Бог твой, которому ты постоянно служишь, Сам спасет тебя, но для того, чтобы после того, как Даниил окажется невредимым, чем более это казалось невероятным, темь более было справедливым негодование против князей.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст.20 и егда приближися ко рву, возопи гласом крепким: Данииле, рабе Бога живаго! Бог твой, емуже ты служиши присно, возможе ли избавити тя из уст львовых?
«И егда приближися ко рву», то есть был не у самого еще рва, «возопи» Даниилу «гласом крепким», и отвечал царь, и сказал Даниилу. Ибо не дошедши еще до рва, горячностью расположения своего к Даниилу принуждаем был вопиять, призывать Даниила и спрашивать, воспользовался ли он Божиею помощью и препобедил ли свирепость львов. Ибо говорит: «Данииле, рабе Бога живаго! Бог твой, Емуже служиши присно, возможе ли избавити тя из уст львовых?» Каждое из сих речений показывает, что царь благоговеет и по благочестию радуется о Данииле. Ибо во-первых, нарицает его рабом, не своим, но Божиим, потому Бога Даниилова именует живым, сверх того, похваляя благочестие, говорит: «Емуже служиши присно», то есть не был ты удержан от сего служения и принуждением закона. А сие: «возможе ли избавити тя из уст львовых?» - значит благоволил ли Бог сделать тебя победителем львов? Ибо Дарий не мог назвать бессильным того Бога, Которого нарек живым. Даниил, услышав сие, отвечал, говоря: (Дан.6:21)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Даниил
Даниил (судия Божий, т. е. открывающий от лица Бога волю Его):
а) (Иез.14:14) – четвертый из больших пророков (Мф.24:15), история которого в книге, носящей его имя, передана с большими подробностями.
Он, по мнению некоторых, был потомок Давида или, по крайней мере, происходил из царского рода и еще юношей был отведен в Вавилон в числе прочих пленных иудеев. Одаренный прекрасными душевными и телесными качествами, он научился здесь языку и мудрости халдейской и вместе с тремя своими товарищами Ананией, Азарией и Мисаилом под именем Валтасара взят на службу при царе и жил в царском дворце (Дан.1:1-4).
С ранних лет он отличался благочестием и мудростью, о чем свидетельствует современный ему писатель пр. Иезекииль (Иез.14:14-20,28:3), и наконец занял высокое положение при дворе ц. вавилонского. Даниил истолковывал царю его замечательные сны и сам удостоился неоднократных видений, в которых ему были открыты важнейшие и замечательнейшие события.
При восшествии на престол Дария он был сделан первым из трех правителей Империи и был чудесным образом спасен от пасти львов, брошенный в львиный ров за свою привязанность к отеческой вере (Дан.6:10-24).
Неизвестно, где умер Даниил, хотя и полагают, что он скончался 90 лет от роду в одной из областей Халдейских. Слава о мудрости и праведности Даниила далеко распространилась еще при его жизни. Он поставляется наравне с Ноем и Иовом (Иез.14:14-20).
Сам Господь внушает особенное внимание к пророчествам Даниила, давая видеть как историческую действительность лица его, так и великое значение его пророчеств (Мф.24:5, Мк.13:14, Лк.21:20);
б) (1Езд.8:2) – имя левита, потомка Аарона по линии Ифамара, возвратившегося из Вавилона с Ездрой, в царствование Артаксеркса и потом с прочими приложившего печать к обязательству быть верными Богу (Неем.10:6).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 18-20 Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него. Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному, и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов
Глубокая скорбь о любимом сановнике не уничтожила в Дарий надежды на его чудесное спасение (ст. 16). Побуждаемый ею, царь ранним утром отправляется узнать, оправдались или нет его ожидания.