Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Даниила 8:17
И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!»
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
И прииде, и ста близ стояния моего: и ужасохся от избытка светлости лица ангельского. И рече ко мне: разумей сыне человечь, значение виденного тобою сна, еще бо до скончания времене видение, т.е. неблизко то время, когда народ твой изведен будет из плена.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 13-17 И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится ». И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени
«Голос человеческий, который воззвал и сказал, – говорится, – Гавриил! объясни ему это видение». Посмотри на обязанности ангелов и архангелов. Есть ли другая большая сила? «И он подошел, – говорит пророк, – к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое». Где те, которые злословят ангелов? Ангел не сделал ничего сам от себя. Видишь ли, что и они разделены на многие чины и виды? В первом видении пророк говорит: «подошел к одному из предстоящих и спросил» (Дан.7:16); а здесь не так. «И услышал я одного святого говорящего»; спрашивает другой, как бы не зная, – чтобы узнал Даниил.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 16–17 И услышал я голос среди Улая, и он воззвал и сказал: Гавриил! объясни ему это видение. И он подошел и стал подле того места, где я стоял. И когда он пришел, я ужаснулся и упал на лице свое
Мужа, повелевшего Гавриилу объяснить Даниилу видение, иудеи считают за Михаила. Так как видение было о сражениях и войнах царей или о последовательной смене (successione) царств, то естественно эта обязанность поручается Гавриилу, как начальнику войн. Ибо Гавриил в переводе на наш язык означает сила или сильный Божий. Поэтому и в то время, когда Господь имел родиться и объявить войну демонам и восторжествовать над миром, Гавриил приходит к Захарии и Марии (Лук. гл. 1). И затем в Псалмах мы читаем о Господе торжествующем: кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани, Той есть Царь славы (Псал. 23, 8). А когда необходимо бывает врачевание и исцеление, тогда посылается Рафаил, который означает попечение или врачевание, если только угодно кому-либо принимать книгу Товита (Тоbiае). Далее, когда народу обещается благоденствие и бывает необходимо ὶλασμὸς, что́ мы можем выразить чрез умилостивление или очищение, то посылается Михаил, который означает: кто, как Бог, при чем чрез самое значение имени дается знать, что истинное врачевание принадлежит Богу.
И сказал он мне: знай, сын человеческий, что видение исполнится во время конца и проч.
Так как Иезекииль, Даниил и Захария часто видят себя среди ангелов, то, чтобы они не возгордились и не возмнили о себе, как об обладающих ангельскою природою или достоинством, им напоминается об их бренности и они называются сынами человеческими, чтобы знали, что они люди.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст.17 И прииде и ста близ стояния моего: и егда прииде ужасохся и падох на лице мое. И рече ко мне: разумей, сыне человечь, еще бо до скончания времене видение.
«И прииде», говорит Пророк, «и ста близ стояния моего». Получивший повеление немедленно пришел, и стал близ меня.
И егда прииде ужасохся и падох на лице мое. Сего достаточно к обличению кичливости Евномия, который хвалится, будто бы знает самую сущность Божию. Если созерцания Ангелов, соразмеряемого с силами созерцающего, не вынес такой Пророк, что злочестивее или мерзостнее величающихся, будто бы знают самую сущность Божию? Но возвратимся к нашему предмету.
И рече ко мне: разумей сыне человечь, еще бо до скончания времени видение. Не думай, говорит Гавриил, что это исполнится в настоящее время, будет же сие no прошествии великого числа лет, ибо по исполнении определенного времени, приидет в исполнение и каждое из сих событий.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-18 И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицем моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое
Внезапное и быстрое явление существа, похожего на мужа, свидетельствовало о его неземном бытии и небесной природе. В том же самом убеждало пророка имя явившегося — Гавриил, — «муж Божий.» По словам Гавриила, видение относится «к концу времени» (ср. ст. 19). Но как показывают ст. 20-23, под «концом времени» разумеется время окончания ветхозаветного периода, на каковой и падает деятельность «наглого царя» Антиоха Епифана. И только принимая во внимание видение 10-12 гл., где выступающий из третьей монархии ветхозаветный враг святых Божиих ясно выставляется, как прообраз последнего врага Церкви — антихриста, должно заключать, что и в видении 8 гл. прикровенно созерцается тяжелое положение Церкви при конце мира.