Скрыть
когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 21-23 Еще глаголющу ми в молитве, Гавриил, егоже видех в видении моем в начале, парящ с небеси; и прииде ко Мне, аки в час жертвы вечерния, то есть в час вечерней молитвы и вечернего приношения, которое есть жертва хваления. И рече: в начале молитвы твоея изыде слово, и аз приидох возвестити тебе, яко муж желаний еси Ты, потому что молишься за грешников. Размысли о словеси, которое скажу тебе, о значении видения, бывшего тебе; и тогда уразумеешь в видении, что будет сказано тебе словом.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-23 И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение

Если скажут нам иудеи: почему при Исаии, когда сын Озии страшился войны и нашествия двух царей, пророк вышедши дал им знамение, которое должно было исполниться спустя много лет? — то и мы скажем им: почему, когда Даниил молился о возвра­щении и желал услышать что-нибудь об этом, пришедший ан­гел не возвестил ничего об этом, а указал на дела, имев­шие совершиться спустя много времени? Как там вопрос вполне разрешается, так и здесь. Восстановление города де­лается весьма достоверным, когда возвещается, что он и опять будет взят. Что же? Не желал ли Он опеча­лить пророка, сделав это? Нет, Он желал внушить больший страх иудеям. И не однажды и не дважды, но много­кратно Он делает это, потому что предстоявшее благополу­чие легко могло наполнить гордостью их душу, так как город имел быть не только восстановлен, но и построен ру­ками варваров, теми самыми руками варваров, которые раз­рушили его. Об этом и Исаия говорит, показывая, что Бог всемогущ, что Он может все сделать и изменить (Ис.49:17). Иудеям были впоследствии возвращены блага отече­ства и дарованы блистательные и частые победы, о которых и возвещают пророки, напр. Иезекииль говорит, что семь лет будут сожигаемы оружия тех, которые будут взяты в плен (Иезек.39:9), и другие часто говорили тоже самое; чтобы они, возгордившись этим, не сделались хуже прежнего, Бог стра­хом предсказания и многократным повторением одного и того же как бы ставит их в неизбежную необходимость не раз­вращаться, хотя бы они и хотели. Потому Он не открывал ясно и времени; да и какая была польза открывать это? И заметь, когда сообщается пророчество? При самом возвращении, когда обстоятельства их были благоприятны и цветущи. Моисей, на­мереваясь ввести их в землю обетованную, при самом полу­чении благ, предсказывает о наступающих бедствиях, го­воря: свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею (Втор.4:26): бесчувственности, происходящей от благополучия, он противопо­ставляет угрозу наказания, — так и Даниил удерживает их страхом. Потому и Захария много останавливается на этом и говорит об этом потому, что ничего нет менее полезного для природы человеческой, чем благоденствие и спокойствие. Когда я еще продолжал молитву, говорит, муж Гавриил, обыкновенно являвшийся ему, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы, — или для того, чтобы он не испугался ви­дения, или для того, чтобы уразумел сказанное. Так как при других нельзя было открыть этого ясно, то он и прикасается. И вразумлял меня, говорит, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение. Вникни, говорит, в то, что будет сказано. Когда кто просит об одном, а слы­шит о другом, тогда нужно великое внимание.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 9

Иероним Стридонский, блж. (†420)

когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы

Началом называет прежнее видение, за которым следует настоящее. И великое действие имела молитва, и исполнилось обещание Господа, который говорит: еще глаголющу ти, скажу: ее приидох (Исаии 58, 9). Видит же Гавриила, а не ангела или архангела, чтобы указать не на дол, а на имя [небесной] силы (virtutis).

Быстро прилетев, он коснулся меня во время вечерней жертвы.

Называется прилетевшим тот, кто явился, как муж, и именно во время вечерней молитвы, ибо молитва пророка продолжалась от утренней до вечерней молитвы и поэтому склонила к нему милосердие Божие.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Нил Синайский, прп. (†430)

когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы

Почему небесные витии в Писании изображаются окрыленными? Разве не для того, чтобы показать людям возвышенность, небесность и легкость оных естеств? Гавриил нисходит окрыленным не потому что сия бесплотная сила имела крылья, но показывает сим Пророку Даниилу, что снисшел он с небесных стран и, оставив небесные обители, пришел к людям (Дан. 9:21).

Письма на разные темы. Протектору Виталию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.20-21 И когда я еще говорил и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы
Ст.20-21 Еще же ми глаголющу и молящуся и исповедающу грехи моя и грехи людий моих израиля, и припадающу с молением моим пред Господем Богом моим о горе святей его: и еще глаголющу ми в молитве, и се, муж Гавриил, егоже видех в видении моем в начале, парящь, и прикоснуся мне, аки в час жертвы вечерния

     Принося моление сие и обвиняя общее наше беззаконие, не докончив еще молитвы, говорит Даниил, вижу парящего ко мне и поспешающего Гавриила; узнал же я, кто он, прежде уже видев его во сне; дознал и именование его, услышав тогда, как Владыка призвал и повелел ему: «Гаврииле скажи видение оному» (Дан.8:16). Назвал же его Пророк мужем, дав именование сие по видимости, потому что в упомянутом сне говорит: «се ста предо мною, аки образ мужеск» (Дан.8:15). Поэтому и здесь говорит: «се, муж Гавриил, его же видех в видении моем в начале, парящ».
Сказал же, что Гавриил парит, увидев что с быстротою рассекает он воздух, и поспешает к Пророку.
     «И прикоснеся мне, аки в час жертвы вечерния», то есть прикоснулся во время вечернего Богослужения или прикасался столько времени, сколько продолжается вечернее богослужение.

Толкование на видения Пророка Даниила

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-21 И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы

Молитва Даниила была так угодна Богу (ср. Втор. 30:1-4), что еще до окончания ее Он послал Ангела Своего для ответа на нее и для утешения пророка, томимого скорбью о своей разоренной родине и страждущем народе. Вестником воли Божией был известный Даниилу по видению 8 гл. Гавриил (ст. 16), «коснувшийся» пророка, точнее с еврейского — «представший пред ним» около того времени, когда, при существовании храма, приносилась предписанная законом ежедневная вечерняя жертва (Исх. 29:39; Чис. 28:4).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible