Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 11:30
вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море́.
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Дуб
Дуб (Быт.35:4, Пс.6:13, Нав.24:26 и др.) – общеизвестное дерево из класса семенных, из рода сережко-цветных. Дубы в Палестине составляли весьма обыкновенное растение и отличались от европейского тем, что изнанка листьев палестинского дуба белесовата. Говорят, что дубы растут до 1000 лет и даже более, а когда дерево стареет и засыхает, то из-под корня являются молодые отрасли, так что это дерево можно назвать вечно растущим.
Вследствие этого дубы палестинские нередко употребляются у свящ. писателей для обозначения и указания известных местностей. Примеры сего можно видеть из следующих мест Свящ. Писания (Быт.12:6, Втор.11:30; 2Цар.18:9). Дерево дуба вообще отличалось особенной твердостью и прочностью, так что, желая показать крепость кого-либо, сравнивали его с крепостью дуба (Ам.2:9), и оно особенно ценилось в строительном искусстве.
Под дубами строили временные жилища (Быт.13:18); под дубом были закопаны Иаковом идолы и серьги, находившиеся в руках его семейства (Быт.35:4); погребали тела умерших (Быт.35:8), как, напр., Деворы и царя Саула с его двумя сыновьями (1Пар.10:12). В дни нечестия и отступления от истинного Бога под тенистыми дубами воскуряли фимиам, приносили жертвы и отправляли празднества в честь идолов (Ос.4:13).
Дуб Мамврийский, под сенью которого Авраам удостоился принять самого Господа, по свидетельству Иеронима, существовал еще до времени Констанция и во все времена указывался благоговейным поклонникам св. мест. В настоящее время эта свящ. местность с уцелевшим на ней деревом принадлежит Русской Иерусалимской миссии.
Дубами и дубовыми лесами изобиловала особенно Палестина и восточная часть ее. Страна Васанская часто упоминается в Свящ. Писании как особенно изобиловавшая огромными и высокими дубами (Ис.2:13, Зах.11:2). Из этого дерева жители Тира делали весла (Иез.27:6), а идолопоклонники своих идолов (Ис.44:13). Желуди, или рожки, составляли отличный любимый корм свиней (Лк.15:16).
Георгий Константинович Властов (†1899)
30. вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море́.
О благословении на горе Гаризим, и проклятии на горе Гевал см. ниже Втор.17:12 и след. Положение этих двух гор определяется Моисеем в стихе 30-м и вполне ясно, что стих этот произносится лицом, стоящим на восточном берегу долины Иордана. Дубрава Море, как мы знаем из Быт.12:6, находилась близь Сихема. Горою Гаризим считают ту гору, на склоне которой построен Сихем (или Неаполис, впоследствии Набулус). Гора Гевал та гора, которая высится по другую северную сторону Сихемской долины. По всей вероятности Господь наш Иисус Христос на горе Гаризим говорил у колодца с женщиной самарянской (Ин.4:20-21), На Гевале по приказанию (Втор.27:4), Иисус Навин воздвиг жертвенник из цельных камней и принес всесожжение. (Нав.7:30 и след.). Галгал, о котором упоминается в 30-м стихе, по Нав.4:19 был может быть первый стан израильский после того, как Израиль перешел Иордан, и Ван-дер-Вельде думает, что место это близь селения Мохарфер на юг от Иерихона. Выражение «против Галгала» или за Галгалом, как читает Еспин, относящееся к горам Гаризим и Гевал, может означать направление пути указанного израильтянам, которые, войдя в землю хананеев, должны были через Галгал, идти к упомянутым горам, дабы произнести там благословение и проклятие и таким образом торжественно вступить во владение землею обетования под условием верности Владыке своему и Господу (заметим, что никаких подобных этому обрядов не было указано при занятии земель Рувима и Гада, и Манассии (Махиритов) за Иорданом, что и подтверждает мнение наше, высказанное в примечаниях на Чис.34). Выражение стиха 30-го «по дороге к захождекию солнца» разумеется комментаторами в том смысле, что этим весьма точно определялось положение гор. Дорога «к захождению солнца» или другими словами западная дорога, здесь указывается как весьма известный путь в Египет на запад от Иордана, в отличие от весьма также известного восточного пути, который от Дамаска шел на восток от Мертвого моря на Ецион Гавер, т. е. был тот же древний караванный путь, по которому шли израильтяне, и по которому до ныне ходят меккские пилигримы. Дорога «к захождению солнца», т. е, западная была отчасти выслежена, и описана у Риттера (Palestine IV, 293 в Англ. переводе) и у Робинсона (Biblical researches III, 127 ссылка Еспина).
Ущелье Сихемское и горы Гаризим и Гебал лежат несколько западнее этой дороги, но вблизи ее. Но мы не можем заключить этой заметки, не упомянув о мнении Еспина, который, находя, что Галгал близ Иерихона слишком далеко отстоит от гор Гевал и Гаризим, думает, что Галгал, упомянутый Моисеем в читаемом нами месте, не есть Галгал книги Нав.4:20 а может быть отождествлен с селением Джилджулие, Робинсонова путешествия (Bibl. researches III, p. 138–139), лежащем милях в двенадцати на юг от горы Гаризима. Риттер называет это селение Гилгул. Еспин думает, что и в 4Цар.2:1-2 также говорится об этом Галгале, а не о Иерихонском. Находя еще Галгал в Нав.12:23, который, по-видимому, был третье место отличное от двух им упоминаемых, Еспин указывает, что имя это было довольно обыкновенно. Весьма трудно произнести решение в таком вопросе, в котором расходятся такие авторитеты как Ффулькс и Еспин. В Нав.5:9 указывается, что Галгал, стан близ Иерихона, назван этим именем только при Иисусе Навине, потому что (переводит Ффулькс) «я откатил (галлиофи) от вас посрамление Египетское». Еспин читает стих 30-й настоящей главы так: «Они (горы) за Иорданом, за западной дорогой, в земле Хананеев, за Галгалом, близ дубравы Море». Поэтому он думает, что известные местности упоминаются в том порядке, в котором они следуют по пути от Иордана к Сихему, и вот причина, почему он настаивает, что Галгал должен лежать «противу самых гор» и вблизи их. Соображая это мнение с Нав.5:9, может быть следует думать, что Моисей имел в виду местность лежащую близ гор (нынешнее селение Джилджулие?) и известную под этим именем, а не тот стан за Иорданом близ Иерихона, который назван так лишь позже.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 29-30 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал: вот они за Иорданом, по дороге к захождению солнца, в земле Хананеев, живущих на равнине, против Галгала, близ дубравы Море
Ср. Втор XXVII:12–26. Горою Гаризим считают ту, на склоне которой построен Сихем (Неаполис, Кабулус), расположенный близ древней дубовой рощи Море (Быт XII:6). Гора Гевал высится на северной стороне Сихемской долины.
Против Галгала по мнению некоторых комментаторов, Галгал, упоминаемый в 30 ст. XI гл. кн. Втор. нужно отличать от Галгала, упоминаемого в 19–20 ст. IV гл, 9–10 ст. V гл. кн. Нав.