Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 12:15
Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя;
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Олень
Олень (Втор.12:15, Пс.17:3-4, Ис.35:6) – одно из красивых и смирных животных, необходимое для жителей дальнего Севера, как верблюд для жарких стран Африки. Отечеством оленя служат северные страны Европы, Азии, Африки, Америки. Северный олень достигает до шестнадцатилетнего возраста. Самка приносит в лето от одного до двух детей, кормит их своим молоком и оставляет только по причине недостатка травы (Иер.14:5).
Как животное, жующее жвачку и имеющее раздвоенные копыта, олень считается чистым животным (Втор.12:15).
По свойству своей организации и по горячей природе своей в восточных странах он часто томится сильной жаждой. С этой жаждой оленя и потребностью в освежении царь Давид, находясь вдали от Дома Божия, сравнивает свое пламенное стремление к Богу, чтобы явиться пред лице Его (Пс.41:2). С силой и крепостью оленьих ног Давид сравнивает свои ноги, получая от Бога помощь против своих врагов. В Свящ. Писании нередко встречаются указания на это животное. Его подвижность, ловкость, величественные рога, стройность во всем теле, красота его глаз часто воспеваются в восточной поэзии.
Георгий Константинович Властов (†1899)
16. только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду.
Сравни Лев.17:3-6 и примечания этой главы. При простом заклании животных для пищи, не давая этому действию жертвенного характера, их так же можно было есть, как позволено было есть чистых животных убитых на охоте, т. е. изливая только всю кровь на землю. О крови и значении ее см. в подробности Лев.17:10-14 и примечания. По преданию священники (и кажется Левиты) пользовались после плена вавилонского правым плечом каждого закланного во всей Иудее животного, хотя бы оно не приносилось в жертву.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Израильтяне, по завоевании земли обетованной, должны истребить все остатки ханаанского язычества: разрушить жертвенники, сокрушить столбы, сожечь идольские рощи и разбить истуканы. Все же свои богослужебные обряды и жертвы Израильтяне должны совершать только на одном месте, именно на том, которое изберет Господь для пребывания скинии, и приглашать к жертвенным торжествам левитов, поскольку им не дано части и удела в земле обетованной. Закалать же животных для обыкновенного (а не для жертвенного) употребления – Израильтяне могут на всяком месте; только кровь животных они не должны есть, а выливать ее на землю, как воду. Вообще они должны отвращаться всего, что делают язычники в честь богов своих.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-16, 20-25 Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя; только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду… Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса, - тогда, по желанию души твоей, ешь мясо. Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывать имени Его там, то заколай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Господь, как я повелел тебе, и ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей; но ешь их так, как едят серну и оленя; нечистый как и чистый могут есть сие; только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом; не ешь ее: выливай ее на землю, как воду; не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать справедливое пред очами Господа
В пустыне запрещалось закалать чистое животное иначе, как при скинии, т. е. в жертву Господу (Лев XVII); по вступлении же в землю обетования израильтяне получали право, когда только пожелает душа их, — закалать (где угодно) и есть мясо чистых животных, данное им «по благословению Господню». Подобная трапеза не имела характера жертвы: «нечистый и чистый» могли есть её, как едят (мясо) серны и оленя (ст. 15).
«Только крови не ешьте, — замечает законодатель, — на землю выливайте ее, как воду, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (ст. 16, 23). Во внимание к потребности усиленного питания ослабленной грехом природы человека, евреи получают подтверждение своего права (Быт IX:3) есть мясо, но вместе с тем получают и то предостережение, которое дано было Богом при благословении мясной пищи (Быт IX:4–5). Кровь, как условие жизненности телесного организма (в 14 ст. XVII гл. кн. Лев. читаем «душа всякого тeла есть кровь его») и вместе как символ принципа жизни вообще, — должна быть священной в глазах еврея. В установлениях о ветхозаветных жертвах крови жертвенных животных усвояется очищающее значение: «душа тела в крови, — говорить Господь, — и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев XVII:11). Очищает, разумеется не сама по себе, а в силу того нравственного настроения, которое должен был испытывать приносивший жертву раскаявшийся грешник и, — особенно, в силу своего преобразовательного отношения к искупительной крови новозаветного Агнца.
По мнению блаж. Феодорита, запрещение вкушать кровь чистых животных «врачует в израильтянах склонный к убийствам нрав их. В самом деле, если есть кровь бессловесных животных значило «есть душу», то тем более законопреступно разлучать с телом разумную душу» (Толк. на кн. Втор., вопр. 11). В IX гл. кн. Быт вслед за 5 ст. знаменательно стоит: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию» (Быт IX:6).