Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 12:23
только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом;
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Вонмите крепце, еже не ясти крове: кровь бо есть душа
то есть не дерзай исследовать естество Божие, Которое есть свет, и душа, и жизнь всех разумных существ.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Почему Моисей часто запрещает вкушение крови?
Сам Законодатель сказал, что кровь животного есть душа его (там же). Однако же думаю, что закон имеет в виду и другое, именно: врачует в израильтянах склонный к убийствам нрав их. Ибо ежели есть кровь бессловесных животных значит снедать душу, то гораздо паче законопреступно разлучать с телом разумную душу.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Душа – кровь: Втор.12:23: душу можно есть.
Православный ответ: Это душа животного, его жизнь – кровь. Человек создан не так, как животные: Быт.2:7; ср. Быт.1:20,24.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Кровь животных
Кровь животных (Быт.9,4, Лев.17,11,14, Втор.12,23). Когда Ною и его потомкам было дозволено Богом употребление всякой животной пищи, то при сем нарочито воспрещено – не употреблять в пищу крови животных. Душа тела в крови (Лев.17,11), говорится в книге Левит и еще: кровь есть душа (Втор.12,23).
Означенное запрещение неоднократно повторяется в законе Моисеевом, как по отношению к обыкновенной пище, так равно и по отношению к тем животным, которых снедали по совершении свящ. обрядов и торжеств (Лев.3:17,7:26,27, Втор.12:16,23,24,15:23). Нарушавшие это постановление закона подвергались смерти (Лев.7:27,17:10). Впрочем, при одном случае оно было нарушено войском Саула (IЦар.14,32) и неоднократно нарушалось евреями в позднейшие времена (Иез.33,25).
В настоящее время означенное постановление о неупотреблении в пищу крови считается не всеми христианами обязательным для себя, хотя апостолы и преемники их и соблюдали строго Моисеево предписание (Деян.15,29).
Главная причина, по которой воспрещалось законом Моисеевым употребление в пищу крови, несомненно заключалась в том, что кровь главнейшим образом посвящалась Богу. Да и все почти по закону, говорит апостол Павел, очищается кровью и без пролития крови не бывает прощения (Евр.9,22).
Таким образом, кровь жертвенных животных почиталась священной и служила средством очищения, искупления, умилостивления и примирения с Богом. Очевидно, сама по себе кровь не могла служить ценой уничтожения грехов и искупления (Евр.10,4-31) и получала свое особенное значение только в том отношении, что служила прообразованием другой, Высшей крови, которую пролил на кресте за род человеческий Господь Иисус Христос и которая одна может очищать нас от всякого греха (IИн.1,7).
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Израильтяне, по завоевании земли обетованной, должны истребить все остатки ханаанского язычества: разрушить жертвенники, сокрушить столбы, сожечь идольские рощи и разбить истуканы. Все же свои богослужебные обряды и жертвы Израильтяне должны совершать только на одном месте, именно на том, которое изберет Господь для пребывания скинии, и приглашать к жертвенным торжествам левитов, поскольку им не дано части и удела в земле обетованной. Закалать же животных для обыкновенного (а не для жертвенного) употребления – Израильтяне могут на всяком месте; только кровь животных они не должны есть, а выливать ее на землю, как воду. Вообще они должны отвращаться всего, что делают язычники в честь богов своих.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-16, 20-25 Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя; только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду… Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса, - тогда, по желанию души твоей, ешь мясо. Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывать имени Его там, то заколай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Господь, как я повелел тебе, и ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей; но ешь их так, как едят серну и оленя; нечистый как и чистый могут есть сие; только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом; не ешь ее: выливай ее на землю, как воду; не ешь ее, дабы хорошо было тебе и детям твоим после тебя, если будешь делать справедливое пред очами Господа
В пустыне запрещалось закалать чистое животное иначе, как при скинии, т. е. в жертву Господу (Лев XVII); по вступлении же в землю обетования израильтяне получали право, когда только пожелает душа их, — закалать (где угодно) и есть мясо чистых животных, данное им «по благословению Господню». Подобная трапеза не имела характера жертвы: «нечистый и чистый» могли есть её, как едят (мясо) серны и оленя (ст. 15).
«Только крови не ешьте, — замечает законодатель, — на землю выливайте ее, как воду, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (ст. 16, 23). Во внимание к потребности усиленного питания ослабленной грехом природы человека, евреи получают подтверждение своего права (Быт IX:3) есть мясо, но вместе с тем получают и то предостережение, которое дано было Богом при благословении мясной пищи (Быт IX:4–5). Кровь, как условие жизненности телесного организма (в 14 ст. XVII гл. кн. Лев. читаем «душа всякого тeла есть кровь его») и вместе как символ принципа жизни вообще, — должна быть священной в глазах еврея. В установлениях о ветхозаветных жертвах крови жертвенных животных усвояется очищающее значение: «душа тела в крови, — говорить Господь, — и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев XVII:11). Очищает, разумеется не сама по себе, а в силу того нравственного настроения, которое должен был испытывать приносивший жертву раскаявшийся грешник и, — особенно, в силу своего преобразовательного отношения к искупительной крови новозаветного Агнца.
По мнению блаж. Феодорита, запрещение вкушать кровь чистых животных «врачует в израильтянах склонный к убийствам нрав их. В самом деле, если есть кровь бессловесных животных значило «есть душу», то тем более законопреступно разлучать с телом разумную душу» (Толк. на кн. Втор., вопр. 11). В IX гл. кн. Быт вслед за 5 ст. знаменательно стоит: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию» (Быт IX:6).
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты (адвентисты) говорят: Душа человека – не отдельная от тела какая-либо сущность, а кровь его, как и душа животного: «плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша» (Быт.9:4-5). «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его» (Лев.17:14). «Строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (Втор.12:23). Так как кровь разлагается вместе с телом, то, следовательно, с разрушением тела человека, уничтожается и душа его.
Ответ: В приведенных местах о животных сказано, что кровь (их) есть душа, о человеке же говорится так: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша» (Быт.9:5), т.е. что кровь для тела человека является условием жизни, почему оно, лишенное крови, умирает. Нигде в Писании не сказано о человеке, что кровь (его) есть душа. Мысль о духовности или невещественности души человека ясно выражена в повествовании Моисея об особенном образе сотворения Богом души в сравнении с образом сотворения тела человека или прочих тварей (Быт.2:7, 1:26-27; Быт.1:20-24). Господь учил: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28), следовательно, душа по природе противоположна телу, подверженному разрушению и смерти.
«Как Адаму, дозволив пользоваться всем, – объясняет святой Иоанн Златоуст, – Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Что же означают эти слова? Что такое: плоть с душою ее, с кровью ее? Это значит – удавленина, потому что кровь есть душа животного. В виду того, что люди должны были со временем приносить животных в жертву Богу, Он как бы дает им такое наставление: кровь назначена Мне, а мясо вам. Α это делает Он для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству. Α то, что это – правда и что Бог дает эту заповедь людям с намерением сделать их более кроткими, слушай следующие слова: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его» (Быт.9:5). Что же? Душа человека в крови? Нет, не это хочет сказать Бог, но выразился так по обычаю человеческому, как если бы один человек сказал другому: Я держу в руках моих твою кровь, вместо: имею власть умертвить тебя. Α что душа человеческая не заключается в крови, об этом послушай Христа, который говорит: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. Смотри еще, какое Бог употребил особенное выражение. «Кто прольет, говорит, кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:6). Подумай, как этим изречением Он усилил страх. Если, говорит, ни одинаковость происхождения не останавливает тебя, ни единство природы не удерживает от злого предприятия, если ты, отвергнув братское сочувствие, весь предаешься этому гнусному замыслу, то подумай, что он (человек) создан по образу Божию, удостоен от Бога столь высокого преимущества и получил власть над всею природою, и оставь свое намерение... Заметь и то, с какою точностью Бог изрек заповедь. О человеке говорит: не проливай крови, а о бессловесных не сказал: не проливай, – но: только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Там – не проливай; здесь – не вкушай».
«Да произведет земля душу живую. Для чего земля изводит душу живую? Чтобы ты знал, – наставляет святой Василий Великий, – различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякого животного кровь его есть (Лев.17:11-14), а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в земле, то по всей справедливости душа скотов есть нечто земное… Рассмотри связь души с кровью, крови с плотью, плоти с землею; и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе; и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела. Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою.
Человек составлен из души и тела, плоть взята из земли, душа же небесна. Поэтому, внемли себе, не останавливайся на смертном, как на вечном, и не презирай вечного, как преходящего. Не радей о плоти, потому что проходит, заботься о душе, существе бессмертном».
«Душа есть Божие дыхание, и, будучи небесною, – учит святой Григорий Богослов, – она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако ж божественный и неугасимый. Ибо образу великого Бога неприлично разрушиться бесславно, как разрушаются пресмыкающиеся и неразумные животные... Душа – не кровавый ток, пробегающий в теле.. Так рассуждали в том предположении, что одушевляющим должно признать то, с удалением чего и душа оставляет тело. Почему же не назовешь одушевляющим и пищу, без которой вовсе невозможно жить смертному, так как одно питание укрепляет..? Выслушай наше превосходнейшее учение о душе... Слово, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества. Так из персти и дыхания создан человек – образ Бессмертного».