Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 12:5
но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите,
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.5-6.но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, [и мирные жертвы ваши,] и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего;
С какою целью и почему узаконяется только одно место для богослужебных собраний Израилтян в Ханаанне
Это узаконяется с тою целью, чтобы установить единство религиозного и национального духа разных колен Израильского народа, и главным образом для того, чтобы предотвратить от идолопоклонства, от подражания язычникам Ханаана, которые любили устроять свои развратные и жестокие служения «на высоких горах, и на холмах, и под всяким ветвистым деревом». Евреи же очень склонны были как к разъединению по коленам, так особенно к увлечению грубо чувственным и развратным идолослужением язычников и к подражению им в этом отношении. Посему-то закон требует, чтобы для принесения жертв Богу и для всяких религиозных пиршеств Евреи собирались к одному центральному святилищу и приносили туда все освященное Господу. Для удобства выполнения этого требования закона установлено было собираться к этому святилищу три раза в год: в праздник опресноков для совершения пасхи, в пятидесятницу и в праздник кущей (Втор.16:1-17). В последний семидневный праздник обыкновенно и приносились ко святилищу десятины хлба, вина и елея, первенцы скотов и все посвящаемое Богу. Если по отдаленности места жительства от святилища неудобно доставлять туда все это натурою; то дозволялось продать это и на вырученные деньги купить при святилище и скота, и хлеба, и вина, и всего нужного для устроения жертвенного пиршества (Втор.14:22-26).
С какою целью и почему узаконяется только одно место для богослужебных собраний Израилтян в Ханаанне
Это узаконяется с тою целью, чтобы установить единство религиозного и национального духа разных колен Израильского народа, и главным образом для того, чтобы предотвратить от идолопоклонства, от подражания язычникам Ханаана, которые любили устроять свои развратные и жестокие служения «на высоких горах, и на холмах, и под всяким ветвистым деревом». Евреи же очень склонны были как к разъединению по коленам, так особенно к увлечению грубо чувственным и развратным идолослужением язычников и к подражению им в этом отношении. Посему-то закон требует, чтобы для принесения жертв Богу и для всяких религиозных пиршеств Евреи собирались к одному центральному святилищу и приносили туда все освященное Господу. Для удобства выполнения этого требования закона установлено было собираться к этому святилищу три раза в год: в праздник опресноков для совершения пасхи, в пятидесятницу и в праздник кущей (Втор.16:1-17). В последний семидневный праздник обыкновенно и приносились ко святилищу десятины хлба, вина и елея, первенцы скотов и все посвящаемое Богу. Если по отдаленности места жительства от святилища неудобно доставлять туда все это натурою; то дозволялось продать это и на вырученные деньги купить при святилище и скота, и хлеба, и вина, и всего нужного для устроения жертвенного пиршества (Втор.14:22-26).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
5. но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите,
6. и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, [и мирные жертвы ваши,] и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего;
В след за повелением уничтожать те места посвященные языческому культу, которые избирались самими людьми для потворства своих страстей и сокрытие своих развратных действий, Господь указывает, что для служения Ему сам Он укажет место, куда должны приходить на поклонение Иегове все колена Израилевы. Мы уже прежде (в примечаниях на Исх.23) говорили, что приказание собираться три раза в год всем взрослым мужам Израиля для празднования священных дней и для священного собрания (адзерет) имело целью установить единство религиозного и национального духа. Поэтому в принципе установлялось, что во всей Палестине мог быть один только храм Иегове, и только там могли быть приносимы жертвы всесожжения, и только в этот храм могли и должны были быть доставляемы десятины (Втор.14:28) и первенцы скота и выкуп первенцев людей (Чис.3:13;47, также Лев.27:6). Путешествие к храму Господню и пребывание около него должны были иметь вид светлого праздника.
6. и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, [и мирные жертвы ваши,] и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего;
В след за повелением уничтожать те места посвященные языческому культу, которые избирались самими людьми для потворства своих страстей и сокрытие своих развратных действий, Господь указывает, что для служения Ему сам Он укажет место, куда должны приходить на поклонение Иегове все колена Израилевы. Мы уже прежде (в примечаниях на Исх.23) говорили, что приказание собираться три раза в год всем взрослым мужам Израиля для празднования священных дней и для священного собрания (адзерет) имело целью установить единство религиозного и национального духа. Поэтому в принципе установлялось, что во всей Палестине мог быть один только храм Иегове, и только там могли быть приносимы жертвы всесожжения, и только в этот храм могли и должны были быть доставляемы десятины (Втор.14:28) и первенцы скота и выкуп первенцев людей (Чис.3:13;47, также Лев.27:6). Путешествие к храму Господню и пребывание около него должны были иметь вид светлого праздника.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Втор.12
Израильтяне, по завоевании земли обетованной, должны истребить все остатки ханаанского язычества: разрушить жертвенники, сокрушить столбы, сожечь идольские рощи и разбить истуканы. Все же свои богослужебные обряды и жертвы Израильтяне должны совершать только на одном месте, именно на том, которое изберет Господь для пребывания скинии, и приглашать к жертвенным торжествам левитов, поскольку им не дано части и удела в земле обетованной. Закалать же животных для обыкновенного (а не для жертвенного) употребления – Израильтяне могут на всяком месте; только кровь животных они не должны есть, а выливать ее на землю, как воду. Вообще они должны отвращаться всего, что делают язычники в честь богов своих.
Израильтяне, по завоевании земли обетованной, должны истребить все остатки ханаанского язычества: разрушить жертвенники, сокрушить столбы, сожечь идольские рощи и разбить истуканы. Все же свои богослужебные обряды и жертвы Израильтяне должны совершать только на одном месте, именно на том, которое изберет Господь для пребывания скинии, и приглашать к жертвенным торжествам левитов, поскольку им не дано части и удела в земле обетованной. Закалать же животных для обыкновенного (а не для жертвенного) употребления – Израильтяне могут на всяком месте; только кровь животных они не должны есть, а выливать ее на землю, как воду. Вообще они должны отвращаться всего, что делают язычники в честь богов своих.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите
Т. е. туда, где будет иметь пребывание скиния и впоследствии — храм.