Ве́тхий Заве́т:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Но́вый Заве́т:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 1-5  Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя.

Ст. 1-5  Аще же востанет в тебе пророк, или видяй соние, и даст тебе знамение или чудо, и приидет знамение или чудо, еже рече к тебе, глаголя: идем да послужим богом иным, ихже не весте: да не послушаете глагол пророка того, или видящаго сон той: яко искушает Господь Бог твой вас, еже уведети, аще любите Господа Бога ва­шего всем сердцем вашим и всею душею вашею: вслед Господа Бога ва­шего ходите, и Того бойтеся, и заповеди Его сохраните, и гласа Его послушайте, и Тому служите, и к Нему при­­лепитеся: и пророк той или видяй сон да умрет: глагола бо, еже прельстити тя от­ Господа Бога тво­его изведшаго тя из земли Египетския, избавльшаго тя из работы, еже совратити тя с пути, егоже заповеда тебе Господь Бог твой ходити по нему: и погубите сами злое от­ вас самих.

Какою силою творит чудеса пророк, который учит богопротивному?

По Божию попущению действуют демоны. Так, волхвы фараоновы произвели чудеса над жезлом, рекою и жабами, потому что дозволил это всепремудрый Бог по безумию повелителя, который давал им приказание увеличивать ниспосылаемые свыше казни, но не в силах они были прекращать наказания и не возмогли произвести скнипов, потому что производили то одно, что попускал им Бог. Сие и здесь дал разуметь Моисей. Ибо, сказав: «аще востанет в тебе пророк, или видяй соние, и даст тебе знамение или чудо, и приидет знамение или чудо, и речет: идем и послужим богом иным, ихже не весте; да не послушаете пророка того, или видящаго сон той; яко искушает вас Господь Бог ваш, аще любите Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею мыслию вашею» (Втор. 13:2-4). Следовательно, лжепророк чудодействует по Божию попущению. Научаемся же чрез это не обращать внимания на знамения, когда совершающий их учит тому, что противно благочестию. Моисей повелевает и лжепророка убивать, и народ избавлять от лукавого учения. Ибо говорит: «погубите злое от вас самих» (Втор. 13:5). Поскольку же случалось, что или брат, или друг, или родственник, поработившись заблуждению, покушался вводить в обман и других, то по необходимости дает закон и о сем и повелевает объявлять о сем учителе нечестия и первому бросать камень в того, кто послушался такого учения, а потом и всенародно побивать камнями виновного, чтобы наказанием его уцеломудрились другие.

Толкование на книгу Второзаконие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Ст.1-5.Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей;а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя. 

Каких ложных пророков нужно разуметь в данном случае?

Закон различает два вида ложных пророковпророков, говорящих «именем богов иных», и пророков, говорящих «именем Господа» – Иеговы (Втор.18:20,22) по дерзости своей, без повеления Господа. В разбираемой главе (Втор.13) говорится о ложных пророках «во имя богов иных»

Какой верный признак истинности или ложности пророка?

Творимые пророком чудеса еще не могут быть несомненным признаком истинности его, т. е. что он послан от Бога; потому что чудеса могут быть ложными и твориться силою диавола (напр. чудеса Египетских волхвов. Исх.7:11-12). Но несомненным признаком ложности пророка и самых чудес его может служить учение его, противное учению откровенному и нарушающее первый догмат и первую заповедь, – любовь к Богу (Втор.13:2-3). Таким образом авторитет лица и даже авторитет чудес не имеют обязательной силы и значения в деле веры, если эти авторитеты не вполне согласны с откровенным учением, изучение которого должно быть доступно и обязательно для каждого верующего (см. Гал.1:8-9).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные


Втор.13:5-18

Ст.8-11.то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла.

Какое значение закон Моисеев придает преступлениям против истинной религии и в следствие этого какие наказания полагает за эти преступления?

Законом Моисеевым преступления против религии рассматриваются, как преступления против царства Иеговы во Израиле, нарушаются священно-государственный порядок, а не нравственно-религиозный только; потому что по синайскому завету Иегова является не только Главою Церкви, но и Царем Израиля, устроящим государственно-общественный быт Евреев. При таком государственном значении преступлений против религии в царстве Божием среди Израиля наказания за такие преступления естественно получают вид внешней кары, с целью оградить внешний феократический порядок царства Божия; а внешнее ограждение этого порядка от разрушительиых противу-религиозных действий могло быть достигнуто только удалением из феократического общества таких преступников чрез смерть; так как тюремного заключения и изгнания из общества закон Моисеев не употребляет и не мог тогда предписывать по условиям тогдашней жизни Евреев. В этих случаях закон заповедует: «погубите сами злое от вас самих» (Втор.13:5 см. 1Кор.5:13), и единственным средством уничтожения такого зла из среды феократического общества является смерть преступника: «да умрет...», «побиют его камением, и умрет». Однакож преступления против религии и Бога-Царя тогда только уничтожаются смертию преступника, когда совершены им «дерзкою рукою» (Чис.15:30), или «по дерзости своей» (Втор.18:22); все же такие преступления, когда совершены по неведению, неразумию или по слабости, и сопровождаются раскаянием, снимались с преступника посредством чисто церковных средств, напр. жертвою, очищением (см. Чис.15:22-31). Наконец главнейшим религиозным преступлением закон почитает совращение в идолопоклонство, за которое закон повелевает не давать никакой пощады преступникам; будь он для верующего Израильтянина отцом, или матерью, или сыном, узнавший о том должен первый свидетельствовать на него пред судом и первый бросить на него камень (Втор.13:6-11). Если жители целого города совратятся в идолопоклонство, то нужно заклясть такой город и жителей его с их имуществом истребить (Втор.13:12-16).

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

5. а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя.

Так поступил, например, впоследствии Илия пророк со жрецами Вааловыми (3Цар.18:40). Закон о ложных пророках не будет казаться строгим, если приведем себе на память теократическое устройство еврейского народа. Иегова, Бог еврейский, был верховным гражданским властителем и царем народа своего в тесном смысле сего слова; и все законы, относящиеся до богопочтения, были основными государственными законами у Евреев. Следовательно, всякие совратители религиозные, уклонявшие народ еврейский к богам иным, были государственными преступниками и бунтовщиками, посягавшими на особу Верховного Властителя. Таковых преступников и ныне казнят смертию.
Вышеозначенным законом Моисеевым отрицался всякий фанатизм религиозный, господствовавший у других народов древнего мира. Известно, что еврейский народ никогда не брался за оружие для распространения своей веры; напротив сам был нередко жертвою языческого фанатизма. Чужестранец и иноверец, живя в среде народа иудейского, всегда пользовался свободою, лишь бы он не предавался нечистым идольским требам – к публичному соблазну народному. Даже уличенный совратитель казним был лишь по суду и следствию (Втор.13:12-14), и первый камень на него должен был бросить доносчик (Втор.13:9). Какой высокий урок с одной стороны тем, которые имеют ревность не по разуму, а на всякого иноверца смотрят как на врага, – а с другой стороны – тем, которые нисколько не дорожат чистотою религиозной истины, и к делам религиозным оказывают постыдное равнодушие.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева


Втор.13

Появляющихся ложных пророков, отклоняющих от истинной веры, нужно побивать камнями. Также нужно поступать со всяким совратителем, хотя бы это был ближайший родственник. Города же, в которых появится идолопоклонство, нужно предавать заклятию и всеконечному истреблению, и никогда не возобновлять.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева


Втор.13:1-5

Вышеозначенным законом Моисеевым отрицался всякий фанатизм религиозный, господствовавший у других народов древнего мира. Известно, что еврейский народ никогда не брался за оружие для распространения своей веры; напротив сам был нередко жертвою языческого фанатизма. Чужестранец и иноверец, живя в среде народа иудейского, всегда пользовался свободою, лишь бы он не предавался нечистым идольским требам – к публичному соблазну народному. Даже уличенный совратитель казним был лишь по суду и следствию (Втор.13:12-14), и первый камень на него должен был бросить доносчик (Втор.13:9). Какой высокий урок с одной стороны тем, которые имеют ревность не по разуму, а на всякого иноверца смотрят как на врага, – а с другой стороны – тем, которые нисколько не дорожат чистотою религиозной истины, и к делам религиозным оказывают постыдное равнодушие.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-18 а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя. Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои», богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, - то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла. Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, что появились в нем нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали», - то ты разыщи, исследуй и хорошо расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его; ничто из заклятого да не прилипнет к руке твоей, дабы укротил Господь ярость гнева Своего, и дал тебе милость и помиловал тебя, и размножил тебя, как клялся отцам твоим, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая все заповеди Его, которые ныне заповедую тебе, делая угодное пред очами Господа, Бога твоего

(евр. 6–13). Ложный пророк и всякое другое лицо, проповедующее отступление от Бога в пользу языческих божеств, должны быть преданы смертной казни; город, замеченный в проповеди отступления, должен подвергнуться поголовному истреблению жителей вместе со всем, что находится в городе, и впредь не восстановляться, — согласно точному смыслу законов о совратителе в идолопоклонство.

Имея значение карательной меры, закон о совратителях имеет в то же время и предупредительный характер: «весь Израиль услышит сие и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла» (ст. 11). «И так истреби зло из среды себя» (ст. 5; ср. Втор XIX:19–20; XXII:21, 22, 24; XXIV:7).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible