Скрыть
Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем

Повелевает и постановляет законом, на телах своих не делать едкими составами неизгладимых начертаний, подобно тому, как делают Египтяне, на телах своих начертывая неизгладимые изображения богов своих. Плешию называет то состояние души, когда предается она страстям и умерщвляется смертными грехами.

Толкование на книгу Второзаконие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

1. Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;

1. Сы́нове есте́ Го́спода Бо́га ва́­шего: да не нарезуетеся и не воз­ложи́те плеши между́ очи́ма ва́шима надъ ме́ртвым:


Что значат слова: «да не прорицаете» (ού φοιβήσετε) [по славянскому переводу: да не нарезуетеся] «и не возложите плеши между очима вашима над мертвым»?

Моисей запрещает обычай злочестивых народов и словами «да не прорицаете» отвергает прорицалища; потому что Фивом (φοίβον) называли пифийского лжепрорицателя [Аполлона]. А словами «не возложите плеши между очима вашима над мертвым» воспрещает неумеренность плача по мертвом, потому что иные из иноплеменных народов стригли волосы на голове, а иные – на бороде и бровях и приносили их в дар умершим. А Божественный закон запрещает делать это. Что Моисей повелел от всего отделять две десятины, это ясно дает разуметь и здесь. Ибо говорит: «десятины да даси от всего плода, семене своего, плод нив твоих от года до года, и да снеси я пред Господем Богом твоим на месте, идеже изберет Господь Бог твой призывати имя Его тамо» (Втор. 14:22-23). Но если бы десятина была одна, то как было бы можно и левитам ее брать, и приносящим из нее же пиршествовать? Напротив того, явно, что одну десятину назначал Моисей левитам, а другую на пиршества приносящим.

Сие открывается и из последующих слов. Ибо сказано: «аще же далече будет путь от тебе; продаси и, взяв цену, иди на место, еже изберет Господь Бог твой, и даси сребро за все, на неже пожелает душа твоя, на волы и овцы, или на вино, или на сикеру, или на все, егоже желает душа твоя, и да снеси тамо пред Господем Богом твоим, ты и дом твой. И левит иже во градех твоих, яко несть ему части, ни жребия с тобою» (Втор. 14:24-27). Потом узаконяет, что должно давать левитам: «по трех летех да изнесеши всю десятину жит в лето оно, да положиши ю во градех твоих; и приидет левит, яко несть ему части ни жребия с тобою, и пришлец, и сирота, и вдова, яже во градех твоих, да ядят и насытятся; да благословит тя Господь Бог твой во всех делех твоих, яже аще сотвориши» (Втор. 14:28-29). Должно же знать, что Иосиф, основываясь на сих словах или как иудей лучше зная иудейские обычаи, говорит, что закон повелевал приносить три десятины: одну – левитам, другую – сиротам и вдовам, третью – на пиршества приносящим.

Толкование на книгу Второзаконие

Георгий Константинович Властов (†1899)

1. Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;
2. ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле.

 
Сравни Лев.19:27 и примечания. Святость народа выставляется здесь причиною воспрещения порезов и особенного рода стрижки волос для означения траура, что ясно указывает на языческое происхождение этих обрядов. Кроме упоминания Геродота (III, 8) об обычаях арабов подбривать волосы около висков, мы на основании Цицерона (de legib. II, 25, а также см. X скрижаль римских законов) знаем, что и у римлян обычаи портить себе лицо и волосы по случаю траура существовали и были воспрещены законом. Также в 3Цра.18:28 мы видим, что жрецы Вааловы делами себе нарезы на теле в знак печали и усиленного моления.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем; ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле

Лев XIX:27–28; XXI:5. Воспрещается делать нарезы на теле и выстригать волоса в знак скорби по умершем, как то делали язычники (блаж. Феод., Толк. на кн. Втор. вопр. 13), напр., язычники-арабы делали это в честь бога Оротала. О сбривании волос и порезах в знак траура говорят: Геродот (III:8), Цицерон (De legib. II:25) и др. Из 28 ст. XVIII гл. 3 кн. Царств узнаем, что жрецы Ваала имели обычай делать нарезы на теле в знак усиленной печали и усиленного моления.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible