но сих не должно вам есть из них: орла, грифа и морского орла,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 12-19 И сих да не ясте от­ них: орла и грифа и орла морскаго, и неясыти и иктина и подобных сим: и врана и врабия, и выпелицы и сухолапля, и ястреба и подобных сим: и врана нощнаго и лилика и подобных сим: и еродиа и лебедя, и ивина и катаракта, и вдода и нощнаго нетопыря, и сыча и теслоноса, и Харадриона и подобных сим, и порфириона. Вся гады птичия нечиста суть вам: да не ясте от­ них

Всякую птицу, которая нечиста, не ешьте, а именно: орла, грифа, орла морскаго с породою их, страуса, ястреба, совы, рыболова, пеликана, сыча, лебедя, попугая, аиста, сокола с породою их, вдода, павлина. Первых трех родов птицы, летающие высоко, служат образом пытливых исследователей и еретиков, которые отмещутся от духовной трапезы за свое пытливое исследование неисследимого.

Страус изображает тех, которые извращают слово Писания, и толкуют, повреждая смысл оного. Как птица сия, поглощая куски и обломки железа, истончевает их в своем желудке, пока не обратятся они в помет, так и сии толкователи, по немощному изволению души своей, извращают слово учения и страха Божия, и отрицаются силы его.

Ястреб изображает тех, которые соблазняют и умерщвляют души людей простых. Сова есть образ прелюбодеев и татей. Птица сия летает ночью; так и прелюбодеи любят тьму. Пеликан и сыч изображают собою обольстителей и людей лживых.

Рыболов служит образом того, кто привлекает к себе новокрещенных, и дает вкусить им учения чуждого, а тем губит их.

Лебедь и попугай изображают собою пустословов, суесловящих без рассуждения. Птица сия нападает на гадов, живущих в местах нечистых, и ими питается, любит пустыню, и во всякое время не умолкая издает голос.

Аист и сокол служат образом людей, которые в мысли своей пресыщаются нечистотою страстей и мерзостью мертвых дел.

Удод есть образ людей, которые прилежно занимаются учениями языческими, с усердием проводят ночи в чтении зловредных иносказаний и мерзких эллинских повествований, а не помышляют о мире, какой дает учение Распятого.

Павлин изображает или невоздержных блудников, или любителей нарядных одежд.

Толкование на книгу Второзаконие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Орел

Орел
 (Втор.32:11) – хорошо известная хищная птица, нечистая по Моисееву закону (Лев.11:13, Втор.14:12). На особенности этой хищной птицы нередко делаются указания свящ. писателями. Быстрота полета оной, прожорливость, высокие, уединенные места, которые избирает она для устройства своих гнезд, острота зрения при преследовании добычи указываются в следующих местах Библии: Чис.24:21; Иов.9:26,39:27-30; Притч.23:5,30:17,19; Иер.49:16; Авд.1:4; Мф.24:28; Лк.17:37. В двух последних цитатах, по мнению некоторых, иудейский народ сравнивается со свежим трупом, лежащим на открытом поле и привлекающим римское войско, знамя которого, как известно, состояло из орла. Персидские знамена состояли также из орла.

Нежность орла к своим детенышам замечательно верно обозначена в следующих местах свящ. книг: Исх.19:4, Втор.32:11.

Быстрота полета орла указывается в кн. Втор. (Втор.28:422Цар.1:23 и др.), на его хищнические наклонности указывается в кн. пр. Исаии (Ис.46:11), Осии (Ос.8:1), на его долгожизненность, при общем мнении, что он обновляет свои перья в преклонных летах и получает новую жизненную силу, указывается у пр. Исаии Ис.40:31) и в словах псалма CII: обновляется подобна орлу юность твоя (Пс.102:5).

Орел издревле является символом силы и могущества как частных лиц, могущественных царей и героев, так и целых царств и народов, как, напр., Вавилонского, Египетского (Иез.17:3).

С одной стороны, орел служит в Свящ. Писании символом гордости, надменности и самонадеянности. Грозное положение твое, говорит Господь устами Иеремии о Восоре, и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но хотя бы ты как орел высоко свил гнездо твое и оттуда низрину тебя (Иер.49:16).

С другой стороны, орел представляется символом скорости падения, исчезновения и ничтожества: Не заботься о том, чтобы нажить богатство, говорит премудрый царь израильский, оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и его уже нет, потому что оно сделает себе крылья и как орел улетит к небу (Притч.23:4-5).

Библейская энциклопедия 1891г


Морской орел

Морской орел
 (Лев.11:13, Втор.14:12) – одна из хищных птиц, отнесенных к нечистым в законе Моисеевом. Эта птица (Faleo haliatus – Линнея), собственно, может быть названа рыбоядной, и потому встречается только вблизи морей, озер, рек и вообще всех вод, изобилующих рыбой. Разные виды морского орла нередко встречаются почти во всех частях света.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Втор.14:11-18

Смотри Лев.11:13-19 и примечания. В списках Второзакония, совершенно тождественном со списком кн. Левита, прибавлена только одна птица (раа) кречет, известная плотоядная птица, которая водится везде. В Библ. Лекс. Смитта высказано предположение, что еврейское имя птицы происходит от дальнозоркости ее.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Втор.14:3-20

Ср. Лев XI. Орикс (ст. 5) — род антилопы. Камелопард — жираф.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible