Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 4-5 Сия скоты ядите: тельца, агнца, козла, еленя, серну, буйвола, зубря и прочая.

Под сими животными разумеет тех, которые самым делом исполняют, что предприняли доброго, у которых уста полны славословия Божия, почему и называются отрыгающими жвание, и которые совершенны в делании правды и любят правду, почему и называются раздвояющими копыта.

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 4-5 Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард

Итак, по Закону чистые животные имеют рога. Закон же - есть закон духовный. Таким образом, те, кто может соблазны мира сего отразить словом Божиим и послушанием добродетели, кажутся защищенными и вооруженными, словно имеют некие рога на своей голове. Не случайно и трубой из рога называется удивительный дар слова, который добрых воинов Христовых воодушевляет на битву с целью захвата военной добычи у врага- дьявола. Следовательно, мы находимся в строю и видим, что многие из нас захвачены в плен во вражеский лагерь. Их мы должны освободить от ига тягчайшего рабства.

О патриархах.

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 4-5 Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард

В Законе твердо определено, что только рогатые животные являются чистыми и могут употребляться в пищу для народа Божьего, ведь они жвачные и парнокопытные, что, как известно, и значит рогатые. Таким образом таинственно указывается, что только те могут быть включены в Церковь Божию духовным союзом, кто окажется непобедимым в войне против порока благодаря прочности веры.

О скинии.

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Животные

Животные Библии разделялись на четыре класса: на животных, живущих на суше, четвероногих больших и малых (Лев.11:2), на рыб морских (Лев.11:9,10), птиц небесных (Лев.11:13) и пресмыкающихся (Лев.11:20,29,41). В этих классах различались опять: чистые, употреблявшиеся в пищу, и нечистые, которых употреблять в пищу не дозволялось (Лев.11, Втор.14). Разделение животных на чистых и нечистых существовало еще до потопа. В кн. Бытия (Быт.7.2) мы читаем, что Бог повелел Ною ввести в ковчег по семи пар из всякого скота чистого и по две из скота нечистого. Подробнее же о чистых и нечистых животных говорится в кн. Левит (Лев.10).

Из животных, живущих на суше (домашних и полевых), считались чистыми имеющие раздвоенные копыта и жующие жвачку, как-то: быки, коровы, овцы, козы; нечистыми же – все остальные, не имеющие этих признаков или которого-либо из них, как-то: ослы, верблюды и др.

Из полевых животных употреблялись в пищу и считались чистыми: олени, серны, буйвол, лань и др. (Втор.14:5), нечистыми же: заяц, тушканчик, еж, свинья и все хищные животные.

Из животных, в водах живущих, считались чистыми и годными для употребления в пищу все имеющие плавательные перья и чешую; впрочем, в Свящ. Писании нет названий для определенных видов рыб.

Из птиц нечистыми считались птицы хищные, как-то: вороны, орлы, коршуны, соколы, ястребы, аисты и др. (Лев.11:13-19, Втор.14:12-18).

Из животных пресмыкающихся дозволены были в пищу только те, у которых голени выше ног, чтобы скакать, как-то: саранча в четырех ее видах: солам, харгол, хагаб с их породами (Лев.11:21,22), нечистыми же признавались: крот, мышь, крокодил, ящерица, анака, хамелеон и др. (Лев.11:29,30).

Библейская энциклопедия 1891г


Коза, козел
Коза, козел 
(Лев.3,12). Стада козлов и коз считались в древности одним из важнейших предметов в хозяйственном быту человека (Быт.27:9; IЦар.25,2 и др.). Вообще походя на овец по своему наружному строению и виду, козлы и козы отличаются от них большей живостью и быстротой в своих движениях. Они питаются древесной корой и молодыми побегами, и ноги их хорошо приспособлены для прыганья и лазанья по скалам и горам.
Козье молоко очень пригодно для пищи и употребляется иногда в лечении грудных болезней. И довольно козьего молока в пищу тебе, говорит Соломон, в пищу домашним твоим, и на продовольствие служанкам твоим (Притч.27,27).
Козья шерсть употреблялась и употребляется для изделий разного рода: так, например, еврейские женщины ткали из оной завесы для Скинии (Исх.25,4. Чис.31,20).
Из кожи делали сосуды или мехи (Нав.9,4. Мф.9,17), а в настоящее время делают из нее между прочим сафьян, или сафьянные переплеты.
По иудейскому закону коза считалась животным чистым (Втор.14,4) и была приносима в жертву за грех (Лев.3,12).
В Священном Писании нередко встречаются аллегорические указания на этих животных, на их быстроту движений и смелость, на их подвижность и т. д. (Притч.30,31,Зах.10,3 и др.). Как хорошие пастухи в своих овчарнях отделяют козлов с худыми качествами от овец, так, по словам Господа, на последнем Страшном Суде Его произойдет отделение добрых людей от злых (Мф.25,33). В книге пророка Даниила козел представляется символом македонской империи.
Козлы и козы вообще изобиловали в Палестине.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

4. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы,
5. олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард.

 

 Смотри Лев.9:3, вол, овца и коза упомянуты первыми как животные жертвенные.
 Олень (cervus), который водится в горных долинах Ливана; об нем, как о других чистых животных не упоминалось вовсе в кн. Левита потому, что Левит написан был в пустыне, где вероятно охотой народ заниматься не мог и где самые животные были редки.
 Подходя к земле обетования, богатой всякой красной и крупной дичью, даются более подробные наставления и называются животные из более распространенных пород, на которых несомненно будут охотиться оседлые израильтяне.
 Серна (bubalus Вулгаты и LXX). Это животное считают Cerous dama (Damhirsh) хотя некоторые комментаторы думают, что это антилопа. И то и другое животное водятся в Сирии, южной Азии и северной части Аравии.
 Буйвол водится в диком состоянии в болотах и камышах нижнего течения Ефрата.
 Зубр – дикий бык, который водится и ныне в горох Кавказа в вероятно водился на возвышенных в прохладных долинах Ливана и Антиливана.
 Орикс – род антилопы.
 Камелеопард или жираф есть известное животное, травоядное, отрыгивающее жвачку, с раздвоенными копытами и потому подходящее под определение закона. Вероятно жираф заходил из степей Аравии к границе Палестины и служил предметом, охоты, так как законодатель нашел нужным упомянуть об этом животном.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Втор.14:3-20

Ср. Лев XI. Орикс (ст. 5) — род антилопы. Камелопард — жираф.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible