Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками,

Прочие

Георгий Константинович Властов (†1899)

12. Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу;
13. когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками,
14. но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой:

 
Смотри Исх.21:2-4 и примечания. Фр. Гарден думает, что в Субботний или седьмой год рабы не отпускались и что этого отпущения не следует смешивать с прощением долгов. Седьмой год покоя земли и прощения долгов должен был возвращаться периодически, между тем как по смыслу Исх. 21:2 и ст. 12-го наст. главы, еврей, раб должен был работать шесть лет и в седьмой быть отпущен. Мы согласны с Гарденом насколько это касается обыкновенных субботних годов, но полагаем, что седьмой субботний (юбилейный) год составлял исключение, ибо в Лев.25, ясно сказано о рабах евреев по поводу постановления о годах юбилейных: «до юбилейного года пусть работает у тебя... а тогда пусть отойдет от тебя..: и возвратится во владение отцов своих».(Сравни примечания Исх.21 и Лев.25). Поэтому надо думать что продажа самого себя в рабство еврея или продажа его в рабство по закону Исх.22:3 имели последствием шестилетнюю службу с освобождением в седьмой год в какой бы не пришелся. Но еврей, продавшийся или проданный, перед наступлением юбилейного года за число лет менее шести, работал только до юбилейного года, в который вместе со свободою он должен был получить обратно и наследственный участок свой на основании Лев.25:10-16. В добавок к постановлениям об отпущении рабов дается приказание снабдить отпущенного скотом, хлебом, вином, чтобы не заставить его из за нужды и голода опять продать себя. Весьма вероятно, что законы эти вовсе не исполнялись упорным и скупым племенем, но уже одно существование такого законодательства есть факт беспримерный в летописи жизни и развития человечества.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-15 Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу, когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой: помни, что и ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому я сегодня и заповедую тебе сие

Продажа еврея самого себя в рабство единоплеменнику (Исх XXI:2) или продажа его в рабы по закону 3 ст. XXII гл. кн. Исх. имели последствием для него шестилетнюю службу купившему, с правом на освобождение от рабского состояния в седьмой год службы. Как после шестидневной работы недельная суббота и после шестилетней обработки земли годичная суббота должны были (служа для отдыха и восстановления сил трудящегося человека и производящей земли) обращать взоры еврея к Творцу и Промыслителю мира, так и освобождение раба после шестилетнего рабского состояния должно было служить (как для господина, так и для раба) напоминанием того, что они (независимо от социально-экономических случайностей) все-таки равноправные члены царства Иеговы.

В том случае, когда еврей делался рабом менее, чем за шесть лет до юбилейного года, для него не был обязателен шестилетний срок службы: в юбилейный год он делался свободным (Лев XXV).

Иной характер принимает Моисеево законодательство по отношению к израильтянину, поступившему в рабы к неизраильтянину, живущему среди еврейского народа. В указанном случае раб-еврей лишался права на освобождение в седьмой год. Он делался свободным не ранее юбилейного года. Ранее юбилейного года он мог освободиться лишь по выкупу.

В вознаграждение за шестилетнюю работу, в заглаждение временного социально-экономического неравенства между господином-евреем и бывшим рабом из евреев, в память, наконец, о собственном освобождении из рабства египтянам, — хозяин-еврей обязывается при отпуске раба-еврея снабдить его всякого рода имуществом (ст. 13–15).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka