Скрыть
да не ᲂу҆клонѧ́тъ сꙋда̀, нижѐ позна́ютъ лицѐ, нижѐ да во́змꙋтъ дарѡ́въ: да́ры бо ѡ҆слѣплѧ́ютъ ѻ҆́чи мꙋ́дрыхъ и҆ ѿме́щꙋтъ словеса̀ пра́ведныхъ.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего

Не будь лицеприятен к нищему на суде, - чтобы под предлогом милосердия не приняли мы несправедливого решения. Каждого из нас нужно судить, принимая во внимание значение не людей, но дел. Ни богатому не препятствует богатство, если он распоряжается им, как следует, ни бедного бедность не делает более достойным похвалы, если среди нечистот и нужды он не остерегается греха.

Послания

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых

Те, кто внемлет причинам, правильно судят и не принимают даров против невинного (Пс 14:5), ибо дары ослепляют сердца мудрых и извращают слова праведных. Как бы им, пока будут обретать имущество, случайно не погубить свою душу. Ибо никто не наживает неправедную прибыль без праведного воздаяния: где прибыль, там и воздаяние, прибыль - в сундуке, воздаяние - в совести.

Проповеди.

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о предании

В Ветхом Завете не Священное Писание разрешало споры, но сонм, то есть собрание священников, левитов и первосвященников. Об этом ясно пишется во Второзаконии, в главе 17 так: Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом… и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, [чтобы призываемо было там имя Его,] и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить; и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь [Бог твой, чтобы призываемо было там имя Его,] и постарайся исполнить все, чему они научат тебя; по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть (Втор.17,8-12).
 
Здесь нужно знать, что в Ветхом Завете было два вида судов: меньшие и большие. Меньшие обычно были во всяких городах, как об этом извещает Второзаконие, говоря так: Во всех жилищах ( градѣ́хъ) твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным; не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых (Втор.16,18-19). И еще во 2 книге Паралипоменон, главе 19: И жил Иосафат в Иерусалиме… И поставил судей на земле по всем укрепленным городам Иудеи (2Пар.19,4-5).
 
Больший суд был в Иерусалиме, как об этом мы читаем в той же 2 книге Паралипоменон, в главе 19: И в Иерусалиме приставил Иосафат некоторых из левитов и священников и глав поколений у Израиля – к суду Господню и к тяжбам (2Пар.19,8). Оба этих суда, меньший и больший, получили свое начало при Моисее.
О меньшем пишется в книге Исход, в главе 18: Но тесть Моисеев (Иофор – Примеч.) сказал ему… послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя… И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил [ему] (Исх.18,17,19-22,24).
О большем суде – в книге Числа, в главе 11, пишется так: И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил (Числ.11,16-17). И ниже: Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали (и҆ по се́мъ не преста́ша) (Числ.11,24-25).
Из этого ясно, что больший суд судил всякие дела и утолял всякие споры и окончательно решал то, что на меньших судах было трудноразрешимо, а особенно, определял правильным и истинным толкованием Закона сомнения в вере.
 
Это же мы ясно видим и в происшедшем сомнении о Мессии, ибо во времена царя Ирода, когда возник вопрос: «Где находится родившийся Царь Иудейский?», – этот вопрос разрешил духовный суд, бывший в Иерусалиме, как пишется в Евангелии: Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Мф.2,3-6).
 
Здесь предстоит рассудить двояко. Первое. Ирод и евреи не дерзали судить и определять об этом возникшем сомнении о Мессии сами собой, но передали его обычному священническому суду. Второе. Не Священное Писание, а сами священники разрешили это сомнение по своему званию на основании Священного Писания, с которым они сообразовались как с правилом.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Георгий Константинович Властов (†1899)

18. Во всех жилищах твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным;
19. не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых;
20. правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Мы знаем из Исх.28:25-26 и Втор.1:13-18 (и примечания), что судии (в лице начальников) были поставлены Моисеем вероятно по народному избранию. Но перед входом в землю обетованную, Моисей, как видно из стиха 18-го приказывает народу поставить себе судий «во всех жилищах»: таким образом, как понимаем мы, вместо полувоенного устройства принятого в стане (тысяченачальники, сотники, десятники и проч. см.Втор.1:15), Моисей приказывает производить избрание судей по поселениям, которые и судили обыкновенно «у ворот города» (напр. Нав.20:4; Руф.4:1-11 и др.). Мы говорили в примечаниях на Чис.35, что по преданию и свидетельству Фл. Иосифа приказание Моисея исполнялось таким образом, что избирались семь мужей, к которым присоединяли двух левитов, и что им вверялся суд города или поселения с приписанными к нему землями. Ст. 19-й есть повторение закона изреченного уже вИсх.23:8. «Правды, правды ищи!» говорит Моисей Израилю.

Священная летопись. Том третий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible