Скрыть
Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой,

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

17:8  Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, [чтобы призываемо было там имя Его,]

17:8  Аще же неудоборешимо слово у тебе в суде между кровию и кровию, и между судом и судом, и между язвою и язвою, и между прением и прением, словеса судная в градех тво­их, и востав взыдеши на место, еже изберет Господь Бог твой при­­звати имя Его тамо:

Что значит сказанное: «аще не удоборешимо слово у тебе в суде между кровию и между судом и между язвою» и проч.?


Если не в состоянии ты доискаться истины, когда судишь или осматриваешь проказу на теле (это называет Моисей язвою), и не распознаешь, проказа ли это или лишай (Лев. 13:39), то не делай заключения и не произноси суда по догадке, но иди в божественный храм и донеси о сем жрецу или кому вверено в то время народное управление, и что повелят, то исполни. Если же кто по кичливости будет противоречить тому, что сказано архиереем или судиею, то да накажется смертью в пример и на пользу другим.

Толкование на книгу Второзаконие

Георгий Константинович Властов (†1899)

8. Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, [чтобы призываемо было там имя Его,]
9. и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить;
10. и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь [Бог твой, чтобы призываемо было там имя Его,] и постарайся исполнить все, чему они научат тебя;
11. по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе.
 

  Мы видим в читаемых стихах первобытную форму апелляции на судебное решение, причем (как в Исх.18:22) дела особой важности вносятся к руководителям народа, которые в некоторых важнейших случаях испрашивают решение Господа (напр. Чис.12:2; 16:5; 17:5; 27:21). Но Моисей отходит ко отцам своим, и вместо его должна быть учреждена инстанция из лиц, которые: а) давали бы сами ответы в спорных делах; и б) из которых кто либо мог бы вопрошать Господа. Эта последняя обязанность и право принадлежали лишь Первосвященнику. По возникшим недоразумениям или пререканиям в местном суде по-видимому как самими судьями, так истцами, при возникшем между судьями разногласии (ст. 8) дело могло быть перенесено в центральный город перед священников Левитов (т. е. из колена Аарона Левита) и перед судью того места «которое избрал Господь». По стиху 11-му и след. решение их должно было исполняться беспрекословно.
 Вопрошание Господа, конечно только в делах государственных и первостепенной важности, совершалось Первосвященником (сравни Чис.27:21, а об Уриме и Туммиме Исх.28 и примечания). При царе иудейском Иосафате (896 до Р. X. 2Пар.19:5-11) был по возможности точно исполнен закон Моисеев, о судьях в городах Иудеи и об особом высшем судилище в Иерусалиме, составленном из левитов и священников и глав поколений, который имел по-видимому кроме прав высшей инстанции при решении дел, и право наблюдения над местными судами и право направления их деятельности. Главою этого судилища был первосвященник Амария «во всяком деле Господнем» (к которому причислялся и суд в собственном смысле (ср. Исх.22 и примечания); по делам же управления: «во всяком деле царя» председательствовал Зевадия – князь дома Иудина.
 Равиннисты утверждают, что учреждение малого санхедрима зиждется на Втор.16:18, а учреждение великого санхедрима на читаемых нами стихах.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-13 Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить; и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь, и постарайся исполнить все, чему они научат тебя; по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, тот должен умереть, - и так истреби зло от Израиля; и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко

Во время странствования по пустыне высшей судебной инстанцией в еврейском народе был Моисей (Исх XVIII:19, 20, 23). После смерти великого вождя таковой инстанцией должен сделаться совет священников и судей при скинии собрания под председательством первосвященника, который имеет возможность вопрошать Бога через урим и туммим (Чис XXVII:2).

Раввины утверждают, что малый Синедрион получил свое учреждение на основании 18 ст. XVI гл. кн. Втор., а великий Синедрион — на основании 8–13 ст. XVII гл. кн. Втор.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible