Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью;
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о святых иконах
Преткновение
Христос выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков (Мф.21:12). Поэтому надлежит подобным образом выдворить и иконы из церкви. Ибо ими священники торгуют, молясь перед ними ради денег или нося их по домам ради мзды, всячески ища богатства и доходов.
Исправление претыкающимся
Если бы вы помнили Священное Писание, которым очень хвалитесь, противники, не осуждали бы наших священников. Не апостол ли говорит, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1Кор.9:13-14). Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего… Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? (1Кор.9:7-11).
Мы знаем, что в Ветхом Завете, в книге Второзаконие, в главе 18, священникам и левитам не велено иметь части и удела с сынами израилевыми, но с таким приложением: они должны питаться жертвами Господа и Его частью (Втор.18,1). Какие же приношения были в Ветхом Завете, которыми обогащались священники? Можно видеть из последующего, какие были доходы у ветхозаветных священников от приношений.
Первый доход
Десятина всяких плодов земных (Лев.27; Втор.14; Числ.18).
Второй доход
Десятина всяких животных (Лев.27; Числ.18; Втор.14).
Третий доход
От различных приношений (Лев.7; Числ.15; 2Ездр.1; 2Пар.31).
Четвертый доход
От различных жертв (Лев.22;Лев.27; Числ.15; Числ.29; Втор.12).
Пятый доход
Трижды в год от приходящих в дом Божий (Втор.16; Лев.23; Исх.22).
Шестой доход
Монетный или денежный (Исх.30; 4Цар.12; 2Пар.24). И этот обычай пребывал до самого Христа (Мк.12:4).
Седьмой доход
Все первородное от человека до скота (Исх.13). Животных отдавали священникам, а первородных детей откупали пятью сикелями (Числ.18).
Восьмой доход
Левитов, которых некоторые имели в своих домах, повелел Господь иметь во всяком довольствии, а за это Господь обещал благословение их домам (Втор.14).
Девятый доход
От всяких жертв и от всесожжения. Ибо хотя и все мясо сжигалось во славу Божию, но кожи давались священникам (Лев.7). С некоторых же жертв часть приносилась Богу, а часть – священникам (Лев.2;Лев.5;Лев.6).
Десятый доход
От назореев (Числ.6).
Одиннадцатый доход
Которым искупались обеты пятьюдесятью серебряными сикелями от мужского пола и тридцатью от женского (Лев.27).
Двенадцатый доход
Его имели ветхозаветные священники со своих городов, которых, по повелению Божию, было сорок восемь (Нав.21).
Тринадцатый доход
Из домов и земель дедичных (полученных в наследство по деду. – Примеч.), которые люди Божии давали священникам не по повелению Божию, но по обету (Лев.27; Числ.18).
Четырнадцатый доход
Или скорее основание всех доходов, установленное Богом. Это все, что посвящено Богу, – или из людей, или из скота, или от нив; да не будет продано или выкуплено (Лев.27:28).
Смотрите, противники, каковы доходы ветхозаветных священников, и не осуждайте наших, у которых никогда таких доходов не бывает. Поэтому те, служащие тени, имели доход истинный, эти же, служащие Истине, имеют доход, как тень от того.
А что вы говорите, что с иконами по домам ходят, не это ли делали и в Ветхом Завете с ковчегом Господним? Поэтому дом Аведдара за принятие ковчега был благословен и обогащен. Но об этом мы говорили выше.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.1-2.(церк-сл.) Да не будет жерцем левитом всему племени Левиину части ниже жребия со Израилем: приношения Господу жребий их, да ядят я: жребий же да не будет ему в братии его: Господь Сам жребий его, якоже рече ему.
Что такое «жребий» Левитов?
Греческое κλῆρος (от κλάω – ломаю и мечу жребий) значит жеребейный знак, а также наследство, полученное по жребию, особенно землю. Колено Левиино, избранное Богом вместо всех первенцев (Чис.8:16-17) на особое служение Богу при скинии, было жребием наследия, уделом Божиим. Отсюда название клирики. Не получал в земле обетованной равного с другими коленами удела земли по жребию, колено Левиино вместо того получало весь удел, жребий (κλῆρος) Господень, т. е. то, что Израильтяне должны были посвящать Богу. Таким уделом, или средствами пропитания, для низших клириков, собственно левитов, были: 35 городов с домами в них из всех 48, которые назначены были для всего колена Левиина, и десятина от полевых плодов?, и скота, из которой впрочем левиты должны были уделять десятую часть священникам (Чис.18:26). Кроме того, левитов должны были приглашать на разные жертвенные пиршества (Втор.12:13; Втор.14:27-29). Жрецы, священники в жребий или удел себе получали: 13-ть левитских городов, десятину из десятины левитов, начатки от всех плодов земных, вина, масла, муки и овечьей шерсти и первенцев, мужеского пола, т. е. цену за первенцев от людей и нечистого скота и жертвенный части первенцев чистых животных, наконец части от жертв: от всесожжения кожи, от жертв о грехе – все мясо и от жертв мира – грудь и правое плечо (челюсти и желудок) и некоторую часть хлебных жертв. Жертвенные части вкушались живущими при скинии или храме священниками и их семействами.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 1-2 Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; Удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему.
Ср. Чис. 18:20 и след. и толкование автора к этой главе. Здесь повторяются те же слова. В упомянутом выше толковании, а равно в толковании на Чис. 35:1-5, мы высказывали мысль, что закон Моисеев имел в виду создать посреди Израиля из колена Левиина особое сословие лиц, которое, не имея удела и земледельческих занятий, могло предаться исключительно целям религиозным и воспитательным, составляя в каждом колене израильском особые поселения, в которых сосредоточивалась бы умственная жизнь народа, и в которых были бы основаны школы подобный тем, которые возникли позже при Самуиле, а после плена вавилонского в Иерусалиме, в самом Вавилоне и еще позже в Тивериаде. Распространяя в Израиле правильные понятия о Иегове, воздерживая народ от идолопоклонства, и уча его оставаться верным Иегове и закону Моисееву, Левиты должны были стать сильнейшею связью и хранителями единства Израиля, и исполняя свое назначение, тем более были бы обеспечены и материально, чем более они успели бы удержать Израиля от идолопоклонства и связать его в единый народ.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Так как речь идет здесь только о тех левитах-священниках, которые состояли на действительной службе при скинии; то и средства содержания левитского Моисей исчисляет (да и то не вполне и не подробно) лишь такие, которые получались священниками во дворе скинии именно: части из жертв (плечо, челюсти и желудок). Это собственно части из мирной жертвы, как наиболее частой и распространенной.
роме исчисленных здесь частей, из сей жертвы брал свещенник еще грудину (Исх.29:26-28, Лев.7:31-36). Сверх сего из всесожжения левитам-священникам отдавалась кожа (Лев.7:8); a из жертвы о грехах все мясо (Лев.6:25,26,7:7), исключая, конечно, тука и крови и сальных частей, которые были непременно добычею жертвенного огня. Наконец, в пользу священников шли немалочисленные хлебные приношения, соединявшиеся обыкновенно с мясными жертвами (Чис.28. Лев.7:9-14). и начатки, то есть первые или начальные плоды полей, садов и стад (начатки от хлеба, вина, елея и от шерсти овец) Количество, в каком приносились начатки, не определилось законом, и зависело от добровольного усердия. По Иерониму начатки восходили от 60-й до 40-й части доходов. Кроме сих начатков и жертвенных частей, доходы левитов священников состояли из так называемых десятин. Это были десятые части, которые отделяли Израильтяне в пользу священнослужителей от всех своих имуществ и доходов (Лев.27:30-33, Втор.14:22-29). Очевидно, что главным намерением Моисея при сем случае было расположить народ Израильский к усердию пред священниками Божиими, к благоговению пред их служением и к повиновению их словам и водительству. Кратко упомянув о доходах левитских, он с особенною силою поставляет на вид те побуждения, ради которых Израильтяне должны усердствовать и благоговеть пред священниками Божиими. Побуждения сии суть (Втор.18:1,2,Втор.18:5).
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
2. удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему.
5. ибо его избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял [пред Господом, Богом твоим], служил [и благословлял] во имя Господа, сам и сыны его во все дни.
Bo-1-х, Богоизбранность всего колена Левиина. То есть Господь избрал колено Левиино преимущественно пред всеми остальными коленами Израильскими и усвоил его себе; так что все посвящаемое Израильтянами самому Господу, Он усвояет и отдает своим избранным левитам.
Bo-2-х, Богоучрежденность левитского служения. «Его (священника-левита) избрал Господь, ... чтобы он предстоял пред Господом, Богом твоим, служил и благословлял во имя Господа, сам и сыны его во вое дни».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-2 Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: «Священники учат за плату» (Мих.3:11).
Ответ: Пророк обличает в любостяжании священство ветхозаветное, которому по закону, установленному Богом, назначено было содержание за службу (Чис.18:21; Втор.18:1-8; Иез.44:30,45:4-5). Приведенное место не воспрещает новозаветному священству получать плату за труды.