Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему.
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.1-2.(церк-сл.) Да не будет жерцем левитом всему племени Левиину части ниже жребия со Израилем: приношения Господу жребий их, да ядят я: жребий же да не будет ему в братии его: Господь Сам жребий его, якоже рече ему.
Что такое «жребий» Левитов?
Греческое κλῆρος (от κλάω – ломаю и мечу жребий) значит жеребейный знак, а также наследство, полученное по жребию, особенно землю. Колено Левиино, избранное Богом вместо всех первенцев (Чис.8:16-17) на особое служение Богу при скинии, было жребием наследия, уделом Божиим. Отсюда название клирики. Не получал в земле обетованной равного с другими коленами удела земли по жребию, колено Левиино вместо того получало весь удел, жребий (κλῆρος) Господень, т. е. то, что Израильтяне должны были посвящать Богу. Таким уделом, или средствами пропитания, для низших клириков, собственно левитов, были: 35 городов с домами в них из всех 48, которые назначены были для всего колена Левиина, и десятина от полевых плодов?, и скота, из которой впрочем левиты должны были уделять десятую часть священникам (Чис.18:26). Кроме того, левитов должны были приглашать на разные жертвенные пиршества (Втор.12:13; Втор.14:27-29). Жрецы, священники в жребий или удел себе получали: 13-ть левитских городов, десятину из десятины левитов, начатки от всех плодов земных, вина, масла, муки и овечьей шерсти и первенцев, мужеского пола, т. е. цену за первенцев от людей и нечистого скота и жертвенный части первенцев чистых животных, наконец части от жертв: от всесожжения кожи, от жертв о грехе – все мясо и от жертв мира – грудь и правое плечо (челюсти и желудок) и некоторую часть хлебных жертв. Жертвенные части вкушались живущими при скинии или храме священниками и их семействами.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 1-2 Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; Удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему.
Ср. Чис. 18:20 и след. и толкование автора к этой главе. Здесь повторяются те же слова. В упомянутом выше толковании, а равно в толковании на Чис. 35:1-5, мы высказывали мысль, что закон Моисеев имел в виду создать посреди Израиля из колена Левиина особое сословие лиц, которое, не имея удела и земледельческих занятий, могло предаться исключительно целям религиозным и воспитательным, составляя в каждом колене израильском особые поселения, в которых сосредоточивалась бы умственная жизнь народа, и в которых были бы основаны школы подобный тем, которые возникли позже при Самуиле, а после плена вавилонского в Иерусалиме, в самом Вавилоне и еще позже в Тивериаде. Распространяя в Израиле правильные понятия о Иегове, воздерживая народ от идолопоклонства, и уча его оставаться верным Иегове и закону Моисееву, Левиты должны были стать сильнейшею связью и хранителями единства Израиля, и исполняя свое назначение, тем более были бы обеспечены и материально, чем более они успели бы удержать Израиля от идолопоклонства и связать его в единый народ.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Так как речь идет здесь только о тех левитах-священниках, которые состояли на действительной службе при скинии; то и средства содержания левитского Моисей исчисляет (да и то не вполне и не подробно) лишь такие, которые получались священниками во дворе скинии именно: части из жертв (плечо, челюсти и желудок). Это собственно части из мирной жертвы, как наиболее частой и распространенной.
роме исчисленных здесь частей, из сей жертвы брал свещенник еще грудину (Исх.29:26-28, Лев.7:31-36). Сверх сего из всесожжения левитам-священникам отдавалась кожа (Лев.7:8); a из жертвы о грехах все мясо (Лев.6:25,26,7:7), исключая, конечно, тука и крови и сальных частей, которые были непременно добычею жертвенного огня. Наконец, в пользу священников шли немалочисленные хлебные приношения, соединявшиеся обыкновенно с мясными жертвами (Чис.28. Лев.7:9-14). и начатки, то есть первые или начальные плоды полей, садов и стад (начатки от хлеба, вина, елея и от шерсти овец) Количество, в каком приносились начатки, не определилось законом, и зависело от добровольного усердия. По Иерониму начатки восходили от 60-й до 40-й части доходов. Кроме сих начатков и жертвенных частей, доходы левитов священников состояли из так называемых десятин. Это были десятые части, которые отделяли Израильтяне в пользу священнослужителей от всех своих имуществ и доходов (Лев.27:30-33, Втор.14:22-29). Очевидно, что главным намерением Моисея при сем случае было расположить народ Израильский к усердию пред священниками Божиими, к благоговению пред их служением и к повиновению их словам и водительству. Кратко упомянув о доходах левитских, он с особенною силою поставляет на вид те побуждения, ради которых Израильтяне должны усердствовать и благоговеть пред священниками Божиими. Побуждения сии суть (Втор.18:1,2,Втор.18:5).
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
2. удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему.
5. ибо его избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял [пред Господом, Богом твоим], служил [и благословлял] во имя Господа, сам и сыны его во все дни.
Bo-1-х, Богоизбранность всего колена Левиина. То есть Господь избрал колено Левиино преимущественно пред всеми остальными коленами Израильскими и усвоил его себе; так что все посвящаемое Израильтянами самому Господу, Он усвояет и отдает своим избранным левитам.
Bo-2-х, Богоучрежденность левитского служения. «Его (священника-левита) избрал Господь, ... чтобы он предстоял пред Господом, Богом твоим, служил и благословлял во имя Господа, сам и сыны его во вое дни».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: «Священники учат за плату» (Мих.3:11).
Ответ: Пророк обличает в любостяжании священство ветхозаветное, которому по закону, установленному Богом, назначено было содержание за службу (Чис.18:21; Втор.18:1-8; Иез.44:30,45:4-5). Приведенное место не воспрещает новозаветному священству получать плату за труды.