но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.

Прочие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Ст.15-19.Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, Его слушайте, так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть.И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили [тебе]; Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу;

Ст.15.(церк-сл.) Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте:

Кого нужно разуметь под пророком, подобным Моисею, о котором говорится в стихах 15, 18 и 19 главы 18? 

Некоторое из раввинов полагают, что нужно здесь разуметь Иисуса Навина или вообще весь ряд последующих пророков Иеговы, которым Моисей заповедует повиноваться; но ни то, ни другое неверно.
а) Нельзя разуметь под пророком, подобным Моисею, Иисуса Навина; потому что это мнение прямо опровергается в добавлении к книге Второзакония (Втор.34:9-12), которое (добавление) сделано одним из богодухновенных мужей Ветхого Завета (полагаютт, Ездрою), и где говорится, что пророк, подобный Моисею, еще не восстал.
б) Нельзя разуметь здесь и вообще всего ряда следующих ветхозаветных пророков; потому что они, как сам Бог засвидетельствовал (Чис.12:6-8), не были подобны Моисею, который отличен от всех их по своей близости к Богу, как получатель чрезвычайиых откровений от Бога, как ходатай и законодатель Ветхого Завета. К тому же и в самом пророчестве говорится не о многих пророках, а об одном (ό προφήτης, евр. нави).
в) И так, нужно принять, что Моисей здесь говорит о чрезвычайном Пророке, Мессии, т. е. предсказывает об Иисусе Христе. Верность такого понимания этого пророчества засвидетельствована в Свящ. Писании Нового Завета (см. Ин.5:45-46; Деян.3:20-24 и Деян.7:37) и общим мнением лучших толковников Церкви ветхозаветной, а равно и новозаветной (напр. свят. Киприана Kapф., Иоанна Златоустого, Кирилла Иepyc. и др.). Кроме того, та черта служения предрекаемого пророка, что он будет подобен Моисею «яко же мене», ни к какому из ветхозаветных пророков не может быть отнесена, кроме Мессии.
 

И так, что именно об Иисусе Христе предсказывается в этом пророчестве? 

То, что он будет подобен Моисею, который своим служением прообразовала Мессию. Подобие это состоит в том, что как Моисей был ходатаем ветхого завета между Иеговою и народом Еврейским (Гал.3:19), так Иисус Христос есть «ходатай завета нового» (Евр.12:24) между Богом-Отцом и всеми людьми; как чрез Моисея дан был закон для Церкви ветхозаветной, так Иисусом Христом дан закон благодати для Церкви новозаветной (Ин.1:17); как Моисей был избавителем Евреев от рабства Египетского, так Иисус Христос есть Избавитель рода человеческого от рабства греха и диавола и прочего

И так Моисей пророчествовал о Мессии, как о законодателе и ходатае Нового Завета.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 20-22 Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, ‒ не бойся его

Ср. толкования автора на Втор. 13:1-5. Здесь указывается на случай возникновения не только ложных пророков, говорящих имением богов чуждых но и пророка, говорящего именем Иеговы и приписывающего по дерзости своей слова им выдуманные – Всевышнему. В первом случае, обличала ложного пророка его развращающая проповедь, во втором случае обличало его неисполнение его пророчества.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-22 но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его

Ср. Втор XIII:1–5. В 1-5 ст. XIII гл. кн. Втор. отмечается один признак «непризванности» пророка: не согласное духу божественного закона учение; здесь указывается другой: неисполнение предсказаний.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible