Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Единонадесяти дней путь от Хорта до горы Сеир

Второй закон изречен и изъяснен после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир.

В сем скрывается тайна, что в единонадесятый час изшел Еммануил, взыскать заблудшиеся народы, и научил их заповедям нового завета. Между Фараном, Тофолом, Ловоном, Асирофом, Дизагавом. Мест сих пять, и сим указывается тайна пятого века, под которым приточно разумеется время пришествия Господа нашего, подобно тому, как, по сказанному в притче, исходил он нанимать делателей в вертоград Свой утром, в третий, шестой, девятый и единонадесятый час (Мф.20:1-6).

Толкование на книгу Второзаконие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Кадес и Кадес-Варни 

Кадес и Кадес-Варни (святое место) (Быт.14,7. Чис.13,27. Втор.1,2). Под этим названием подразумевается иногда город, иногда обширная пустыня на юге земли Ханаанской. Что здесь подразумевается определенная местность, это видно из указанных нами цитат и других, где, например, читаем: (союзные цари) пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес.

Пустыня, в которой находился Кадес, называется пустыней Син (Чис.20,1) или просто пустыней и нередко упоминается в Библии, в повествовании о сорокалетнем странствовании евреев по Аравийской пустыне. Она тянулась к востоку и западу, именно между Вади Араба и колодцем Агари. Город Кадес отстоял от Хорива в 11 днях пути, по дороге от горы Сеар (Втор.1,2).

Евреи имели здесь стан в конце первого года своего странствования по пустыне, и сюда возвратились соглядатаи (Чис.13,27), посланные для обзора Земли Обетованной. Здесь также умерла Мариам, сестра Моисея (Чис.20,1).

Вопрос, где находился Кадес, положительно решен только в сравнительно недавнее время, именно: по общему мнению, он лежал близ громадной уединенной скалы, из подошвы которой стремительно вытекает ручей, живописно падающий каскадами в море и затем после течения на триста или четыреста ярдов теряющийся в песке. Означенное место в настоящее время называется Аин-Кадес и лежит в прямом направлении от г. Синая к Хеврону, к югу от Вирсавии и, по свидетельству Роланда, совершенно соответствует точному положению библейского Кадеса, в чем с ним и соглашается большинство современных библейских комментаторов.

По показанию бедуинов, он лежал на 10 или 11 дней пути от г. Синая, что сходствует и со словами кн. Второзакония (Втор.1,2). От Кадеса идет очень хорошая дорога к г. Ор, что также согласно и с указанием Свящ. Писания (Чис.20, Чис.22).

Библейская энциклопедия 1891г


Хорив

Хорив
 (сухой, пустой, разоренный) (Исх.3:1,17:6,33:6; Втор.1:2, 6; 3Цар.8:9 и др.) – гора в пустыне Аравийской. При этой горе было явление Божие Моисею в купине горящей и несгораемой (Исх.3 и Исх.4); здесь Моисей ударом жезла источил воду из скалы (Исх.17:6); здесь из среды огня Господь изрекал Закон Израилю. Восточный хребет горы Хорив называется Синаем, почему в Свящ. Писании часто смешивается с горой Синаем.

Так, о законодательстве Божием чрез Моисея и обстоятельствах, при этом бывших, говорится, что это происходило на Синае (Исх.19:11,18,20,23,24:16; Лев.7:38,26:46; Чис.3:1; Втор.33:2; Деян.7:38-40); в других местах говорится, что то было на Хориве (Втор.4:10-15,5:23Цар.8:92Пар.5:10). Разница эта объясняется тем, что под именем Хорива разумеется вся центральная группа гор Синайского полуострова, а под Синаем – только одна гора из этой группы. См. Моисей, Синай.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

В расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни. 

 По общему смыслу речи 1-го и 2-го стиха вместе, так понимать вступление во Второзаконие: стих 1-й - это суть слова, т. е. предыдущие увещания, законы, правила, постановления, записанные в книгах Исход, Левит, Числа, которым говорил Моисей в пустыне между Суфом и Фараном и Тафелом и Лаваном и Асирофом и Дизагавом; стих 2-й (между тем как) от Хорива до Кадес Варни всего расстояния одиннадцать дней пути. Мы предупреждаем, что мы не даем нового перевода, а только изъясняем перифразой, как понимают комментаторы первые два стиха Второзакония, в которых и раввинисты видят укор Израилю, который от Хорива в одиннадцать дней мог достичь, при послушании Господу, Кадес Варни, находящегося близ южной границы Палестины (Чис. 13:27), а между тем в сороковом году еще не вошел в землю обетования. Законы, данные Израилю близ горы Синайской, все даны в виду скорого занятия Палестины и все указывают на жизнь оседлую, земледельческую, а не на кочевую жизнь (ср. напр. Исх. 23:10-11 и примечания), на правильное созвание народа из мест его поселения в главный город к храму Господню (Исх. 23:17 и примечания), на скорое занятие земли обетования (Исх. 23:23-25 и примечания), причем даже и после ряда возмущений, замедливших его движение, народ из Кадеса мог бы занять в конце второго месяца второго года Палестину после посылки лазутчиков, если бы последнее возмущение в Кадесе не навлекло на него гнев Божий и не было причиною произнесения над ним Господня приговора о сорокалетнем странствовании. В то время Израиль вероятно мог овладеть Палестиной с юга, и этим объясняется выражение 2-го стиха в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива по дороге от горы Сеир к Кадес Варни. Гора Сеир кажется, здесь упомянута для того, чтобы указать путь, которым мог проникнуть Израиль в Палестину; путь этот от гор Сеир из долины Гхор на юге Мертвого моря к высотам Хормы был путь по ущелью ес-Сафа, и далее по подъему Накб Кареб (который считают Аккравимом, Чис. 34:4), откуда он выводил на возвышенную плоскость ес-Сир, (Негеб) перейдя через которую находятся на передних скатах гор Хевронских развалины Арада (Чис. 21:1 и примечания) ныне Тель-Арад. Здесь мы должны еще присовокупить замечание, что может быть упомянутая в стихе 2-м гора Сеир есть эта именно возвышенная плоскость ес-Сир, а не горы Эдома – но это нисколько не изменяет значения второго стиха, ибо направление движения остается тоже. Как увидим ниже в стихе Втор. 1:44, имя Сеир означает именно эту плоскость, находящуюся к северу от Хормы, между этою местностью и Тель-Арадом. О городе Хорме первое имя которому был Цефаф по Суд. 1:17 и которого остатки видят в урочище Ракхма, сравни примечания Чис. 14:45.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

1. Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом,
2. в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни.
3. Сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый [день] месяца говорил Моисей [всем] сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них.
5. за Иорданом, в земле Моавитской, начал Моисей изъяснять закон сей и сказал.

В начале первой главы Второзакония прямо указывается время и место написания сей книги. Там говорится, что Моисей начал повторять и изъяснять закон Божий в земле Моавитской, по сю сторону Иорданав первый день одиннадцатого месяца в сороковом году по исшествии из Египта.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне на равнине против Суфа, между Фараном и Тофелом, и Лаваном, и Асирофом, и Дизагавом, в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни

Имеется в виду южная часть Восточного Заиорданья и прилегающая к нему пустыня. Евр. Dej-zagab (рус.: Дизагав) передано у LXX нарицательным: «Καταχρύσεα» (слав.: «златыми рудами»).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka