Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 18-20 Аще кому будет сын не покорив, да изведут его отец его и мати его, и рекут: сластолюбствуя пиянствует
и возложат на главу его руки свои отец и матерь его. Закон требует, чтобы вместе действовали и отец и матерь. Ибо невозможно, чтобы оба они равно были немилосерды к сыну, и чтобы сын равно и вполне не любил и отца и матерь.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 18–21 Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.
Почему Моисей требует, чтобы, когда родители обвиняют сына, делали сие сообща и отец, и матерь?
Потому, что согласие обвиняющих свидетельствует об истине обвинения. Ибо часто случается, что отец обвиняет напрасно, а матерь противоречит, или жалуется матерь, а отец противоречит. Но когда оба обвиняют в одном и том же, тогда явною будет справедливость обвинения. Посему-то Моисей обвиненного обоими повелевает предавать смерти.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 18-21 Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, - то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся
Ср. Исх ХX:12, XXI:15, Лев XX:9. Семейство представляет собою один из атомов, из совокупности которых слагается организм государства. От прочности нормальных отношений в первом в значительной степени зависит незыблемость их и во втором. В теократическом государстве, каким было государство евреев, благоденствие государства есть вместе и благоденствие Церкви. Отсюда понятна та строгость, которую проявляет закон в отношении лиц, являющихся нарушителями пятой заповеди.
В противоположность обычаю и праву других народов древнего мира (напр., римлян), предоставлявших отцу казнить собственных детей, закон евреев постановление и исполнение смертного приговора в случаях, отмеченных комментируемыми стихами, равно как и в других, ставит в зависимость от правильно организованного суда.