Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 22:24
то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя.
Святые отцы
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 22, 24 Аще обрящется человек лежай с женою мужатою, убийте обоих вместе, и измите злое от себе самих
Оба должны быть преданы смерти, - жена за то, что отвергла стыд, и особенно за то, что, имея мужа, пожелала другого; прелюбодея же за то, что мог быть не блудником, а мужем своей жены. Так же должно предавать смерти и того, кто преспит с обрученною девою. Ибо меч жаждет крови того, кто пьет воду татьбы от источника чуждаго (Прит.9:17, 18).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 23-24 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя.
Ст. 23-24 Аще же будет дева обрученая мужу, и обрет ю человек [другий] во граде, будет с нею, изведите обоих пред врата града их, и побийте [обоих] камением, и да умрут: отроковицу, понеже не вопила во граде, и мужа, понеже обиде жену ближняго своего: и измите злое от себе самих.Почему Моисей повелевает, подобно прелюбодею, наказывать того, кто растлит обрученную с другим?
Потому что присвояет ей залоги обручения, почему и называет ее женою. Ибо говорит: «обиде жену ближняго своего». Посему-то и Святая Дева наименована женою Иосифа; сказано: «не убойся прияти Мариам жены твоея» (Мф. 1:20).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 23-24 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя.
Надо обратить внимание, что закон делает резкое различие между обрученной в не обрученной девицей (ср. ниже Втор. 22:28-29). Первая считалась принадлежащею уже известному мужу, хотя брак не был совершен, (ст. 24) и наказание назначается как за прелюбодеяние обоим виновным. Мы говорим, что закон считает виновными обоих, потому что оскорбляемая насильно девушка может криками созвать на помощь, а потому блуд, совершенный с ее согласия, не может быть оправдан перед судом объяснением ее, что она подверглась насилию, если на то нет посторонних свидетелей.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 20-29 Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя. Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя. Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее. Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят сиклей серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею
Ср. Исх XXII:16:17; Лев XVIII:20; XXI:9; Ин VIII:5.
Девица, потерявшая честь в доме родителей (20–21 ст.), оба участника акта добровольного прелюбодеяния (22–24 ст.), виновник — насильственного (25–27 ст.) подлежали смертной казни через побиение камнями, «ибо, — замечает св. Ефрем Сир., — меч (здесь не в букв. см.) жаждет крови того, кто пьет воду татьбы из источника чуждого (Притч IX:17, 18)» (Толк. на кн. Втор., гл. XXII). Совершивший насилие над свободной девицей обязывался уплатить денежный штраф ее родителям и сделаться законным мужем обольщенной, без права развода (28–29 ст.).
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Так говорила ангелу Дева Мария (Лк.1:34), потому что не была женою Иосифа, а только была обручена ему (Лк.1:27).
Ответ: По закону (Втор.22:23-24) девица, обрученная мужу, признавалась женой последнего. Дева Мария по обряду обручения имела мужа Иосифа, а по обету девства, утвержденному им, не имела. «Сомневающийся о сем», – замечает святой Епифаний, епископ Кипрский, – «не знает того, что по закону, как скоро наименована женою мужу, хотя бы то девица, хотя бы даже живущая в доме отеческом, то и называется женою наименованного мужем ее. Посему святой ангел говорит: не бойся принять жену твою (Мф.1:20). И пусть никто не думает, что в евангелиях какая либо ошибка».(1)
-----------------------------------------
(1) - Творения. Часть 2. О ереси, которая не принимает Еванг. от Иоанна и его Апокалипсиса. Гал 11. 1864 г., стр. 355.