Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Да не принесеши мзды блудничи, ниже цены песии в дом Господа Бога твоего

Мзда блуднича - пост, молитва и милостыня еретиков; цена песия - милосердие и приношения язычников и Иудеев. Законодатель дает сим разуметь, что обеты их неблагоугодны Богу.

Толкование на книгу Второзаконие

Максим Исповедник, прп. (†662)

Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим

Отчего Закон воспрещает [вносить в дом Господа] цену пса и плату блудницы?

Посредством этого Писание указывает, что Богу следует приносить добродетели без примеси гнева и вожделения — гнев оно называет псом, а вожделение блудницей.

Вопросы и затруднения.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим

Но приношение Богу должно быть чисто не только от гнусности, но и от низости. Да не принесеши, – говорит Закон, – цены песии в дом Господа Бога твоего. Посему можно судить, как нужно заботиться о том, чтобы подаваемое в милостыню было почерпаемо из чистаго источника.

При сем приходит на мысль спросить: очень ли хорошо поступают, когда говорят: дай деньги на зрелище, или на другое суетное увеселение; половина их издержится для твоего удовольствия, а другая обратится в милостыню. Что тут будет? Милостыня ли очистит суету? Или суета лишит чистоты милостыню? Найдется ли на сие ответ, который был бы приятнее вопроса? Но, конечно, не подлежит сомнению то, что, если бы назначаемыя на благотворительное увеселение деньги, с устранением увеселения и на него издержек, сполна были отданы на милостыню, то милостыня была бы вдвое больше и несравненно чище. Апостол учит нас плакати с плачущими (Рим. 12:15), а не ликовать с мыслию о несчастных, и не переполнять чашу веселия, чтобы дрождие досталось плачущим.

Надеюсь впрочем, что никто не оскорбится нашею заботою, чтобы изобретательное искусство благотворительности, доброе в намерении, сколь можно более имело достоинства в средствах и способах действования.

Беседа о милосердии к бедным. 1848 год

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Собака.

Собака. У древних египтян собаки, равно как и кошки, пользовались особенным уважением. По иудейскому закону эти животные считались нечистыми, как они и доселе еще считаются у мусульман. Между евреями считалось крайним оскорблением сравнить кого-либо с мертвым псом (1Цар.24:15), и даже деньги, полученные за продажу столь презренного животного, равно как плата блудницы, не могли быть вносимы в Скинию – в Дом Господа (Втор.23:18). Посему-то название пес прилагается ап. Павлом к лжеучителям (Флп.3:2), а Соломон и ап. Петр сравнивают грешников с псами (Притч.26:112Пет.2:22).

Слово псы употребляется иносказательно для означения гонителей (Пс.22:16), лжеучителей (Ис.56:11), нечестивых людей (Мф.7:6) и язычников (Мф.15:27). Впрочем, даже и у евреев собаки назначались для охранения стад (Иов.30:1, Ис.56:10,11). Соломон говорит: псу живому лучше, нежели мертвому льву (Еккл.9:4), обозначая сими словами, что всякое, даже самое ничтожное существо, пользующееся жизнью, счастливее и важнее самого благородного и великого существа, уже умершего. Восклицание Авенира: разве я собачья голова? (2Цар.3:3) означает почти то же самое.

Как домашнее животное собаки в Библии являются уже поздно. Собака сопровождала Товита в его путешествии (Тов.5:17). Что около времен Господа Иисуса Христа собак нередко держали при домах, показывает ответ жены хананейской на отказ ей Спасителя в помощи (Мф.15:27). Не давайте святыни псам, говорит Спаситель Своим ученикам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф.7:6), показывая тем, что они не должны предлагать святые истины Евангелия людям гордыни, ожесточенным и нераскаянным, иначе подобно псам они могут попрать оные своими ногами и, возвратившись, растерзать их самих.

Собак, как мы заметили выше, боготворили в Древнем Египте. Египетский бог Анубис имел собачью голову. В Древней Греции, как то можно видеть из Гомера, собаки пользовались большой любовью и расположением.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 17-18 Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим.

Здесь о слове блудница все комментаторы согласны, что она означает женщину посвященную блуду с религиозною целью, (рода баядерок Индии), которым плата составляла доход храма (ст. 18). Мы опираемся на эти стихи, признавая, что сын блудницы мог быть сын только такой женщины, отца которого нельзя было указать, и которая посвящена была культу Астарты. О выражениях блудник (буквально «посвященный» кадеш) и пес (келеб), мы скажем только, что оба они тождественны, и что это был гнуснейший вид служения Астарте посредством проституции не женщин, а мужчин (cр. 3Цар. 14:24 и 3Цар. 15:12). Эти мужчины кажется были евнухи. Сравни наше примечание к Втор. 23:1.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-18 Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим

Имеются в виду профессиональные блудники и блудницы, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих божеств (ср. 3Цар XIV:23–24; XV:12). Размер денежного обета в скинии не должен быть тождествен с той платой, которая дается блуднице и блуднику («псу», ст. 18).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible