Но́вый Заве́т:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими.
Святые отцы
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
23:23 Исходящая на уст твоих сохрани и сотвори, имже образом обещал еси Господеви Богу твоему дар, егоже глаголал еси устами твоими.
Что значат слова: «исходящая из уст твоих сохрани»?
Обещавшись Богу, почитай обет свой долгом и потому старайся воздать оный вскоре. Ибо сие выразил Моисей словами: «да не умедлиши воздати обет твой, яко взыская взыщет Господь Бог твой от тебе, и будет на тебе грех» (Втор. 23:21). Потом, научая, что от свободного произволения зависит давать обет или не давать оного, присовокупляет: «аще же невосхощеши обещати, несть ти греха» (Втор. 23:22). Почему и блаженный Давид говорит: «воздам Тебе молитвы [τάς εύχάς – обеты] моя, яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей» (Пс. 65:13-14). Предлагая же снова закон о проказе, Моисей упомянул о Мариам, говоря: «помяни, елика сотвори Господь Бог твой Мариаме на пути» (Втор. 24:9), – научая, что проказа есть казнь, ниспосланная от Бога, и что Бог налагает на них оную, когда согрешают, и прекращает опять, когда приносят покаяние. Впрочем, разрешает сомнение касательно угрозы детям. Ибо говорит: «да не умрут отцы за сыны, и сынове да не умрут за отцы; кийждо за свой грех да умрет» (Втор. 24:16). Вероятно, что хотя отцы и советовали детям полезное, но сие не приносило пользы по их непокорности; дети не делались лучшими отцов.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Догмат о наказании еретиков, отторгающихся от Святой Соборной Восточной Апостольской Церкви
Преткновение
Вера свободна, поэтому должна быть далека от принуждения.
Отвечаем. Свободна прежде принятия обязанности и обетов, но не после них. Так и во всяком обещании. Прежде чем обещать, имеешь свободу обещать или не обещать, дать или не дать. Но после обещания ты обязан. Послушай, что говорится в законе: Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими (Втор.23,21-23). То же пишется в книге Екклезиаст, в главе 5: Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить (Еккл.5,3-4).
Но и Петр не за нарушение ли обещания поразил смертью Ананию и Сапфиру? Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5,3-4). Поэтому, так как еретики в Святом Крещении обещали хранить верность Святой Церкви, а ныне это обещание нарушают, то, что с ними подобает делать?
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 21-23 Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими.
Ср. Чис. 30, в этой главе изложены подробно случаи, при которых обеты женщин не действительны. (См. толкования автора к этой главе). Моисей лишь напоминает здесь в кратких словах о важности исполнения обетов и об известных народу законах. Общие законы о посвящении Господу известных предметов и о случаях выкупа их ценою серебра изложены в Лев. 27.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 21-23 Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими
Ср. Лев XXVII; Чис. ХХХ (правила обетов).