Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки.
Прочие
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 3-6 Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя. Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки.
Как «сын блудницы» так и аммонитянин и моавитянин даже и в десятом поколении, т. е. через триста лет не могли быть приняты в общество Господне. На это указывают две причины: нечистое происхождение этих племен (Быт. 19:36-38) и преданность нечистым натуралистическим культам с циническими обрядами, которые из каждой женщины этих племен делали блудницу (ср. Чис. 25:1-2 и наше примечание). Этим и объясняется повторение для этих племен того же выражения «и в десятом поколении» которое употреблено для «сына блудницы». Как причина не дозволения принимать в общество израильское указано призвание Валаама для проклятия: но надо помнить, что тот же Валаам дал совет прельщать израильтян женами к служению Ваал-Фегору (Чис. 31:16), поэтому то Израиль должен был во веки (ст. 6) чуждаться общения с этими нациями.
Между тем общение с отдельными личностями по-видимому не представлялось преступным, так как Руфь, прабабушка Давида, была моавитянка. Митрополит Филарет заметил, что в родословной Мессии есть несколько языческих женщин как Фамарь, Руфь, которые предзнаменовали обращение к церкви Божией и принятие ею в свои недра языческих племен. Заметим еще по поводу читаемых нами стихов, что мы никак не можем понять начертание Второзакония (по мнению, Коленсо и др.) Иеремией или кем либо после Давида в виду того, что любимейший из царей израильских происходил сам от моавитянки. Мы понимаем, что отступление от данного Моисеем закона не поставлено Господом в вину верному рабу своему Давиду, в потомстве которого родился Мессия, которого самая родословная с языческими женщинами в премудрости Божией имела глубокое пророческое всеобъемлющее для человечества значение, – но мы отказываемся понять, чтобы летописец или пророк после этих примеров выдумал закон, не имевший применения и неоднократно нарушенный в родословной лучших людей Израиля.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-8 У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне. Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне. Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя. Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки. Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне
В «общество Господне», т. е. израильскую общину, не могли быть принимаемы в качестве ее членов: 1) кастраты, — так как закон чужд всякой противоестественности (см. Втор XXII:5 с прим.), почему «запрещается делать (умышленно) каженниками не только людей, но и скот» (блаж. Феод., Толк. на кн. Втор., вопр. 15); 2) сыновья профессиональных блудниц, не признанные их отцом; 3) аммонитяне и моавитяне: «во-первых, потому, что беззаконен их корень: родились они от беззаконного сочетания (Быт XIX:36–38); а потом и по причине нечестия, участниками в котором сделали и израильтян, украсив жен, и чрез них народ Божий уловив в служение идолам (Чис XXV)» (бл. Феод., Т. на кн. Втор., в. 16). Внуки идумеян и египтян, поселившихся среди евреев, могли быть принимаемы в израильскую общину, — вероятно по причине сравнительной чистоты их нравов и религиозных воззрений. Относительно религии Египта некоторые ученые держатся того мнения, что последняя была не чем иным, как прикровенным монотеизмом, недоступным сознанию массы, но постигаемым и ревниво хранимым жрецами. Указание на идолослужение идумеян (2Пар XXV:14) относится сравнительно к позднейшему времени, при чем неизвестно еще, было ли идолопоклонство идумеян полным идолослужением, или же только проявлением неумеренного сенсуализма в области религии, подобно чествованию израильтянами Иеговы в виде вылитого Аароном золотого тельца (Исх XXXII:1–6).