Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его;
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его
Закон прямо говорит: Не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его, называя египтянином или язычника, или вообще всякого человека. И врагов, даже если они уже находятся под стенами города, намереваясь захватить его, нельзя считать врагами, пока к ним не будут посланы вестники с предложением мира.
Строматы.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 7-8 Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне.
Мы в праве думать, что идумеяне и египтяне в нравах своих были гораздо чище, чем упомянутые выше племена, и что (в отношении Египта, это подтверждается историей см. напр. у Вилькинсона Ancient Egyptians: ch. I sociallife) у них уважалась семья, которой закон Господень дает такое важное значение, и уважалась женщина (Wilkinson's Anc. Egyp. vol. I, p. 4 and sequ). Вследствие этого идумеи и египтяне, могли быть приняты, как члены народа Господня в лице внуков вновь поселившихся в Палестине. Указание на идолопоклонство идумеев мы встречаем относительно поздно, лишь в 2Пар. 25:14 и притом в таких выражениях, что можно думать, что они как Иеровоам Израильский думали чтить Иегову, чтя какое то изображение (может быть опять тельца как символ силы творящей). В указанной главе 2Пар. 25:2 об Амасии сказано, что «он делал угодное в очах Господних»; а после поражения идумеян он «принес богов сынов Сеира... и пред ними кланялся и кадил». Нельзя думать, чтобы он внезапно сделался идолопоклонником. Очень любопытное указание делает Фл. Иос. (Ист. Иyд. XV, гл. XI, что прежде чем Гиркан заставил их принять обрезание и религию иудеев, (1. cit. XIII, гл. XVII) они поклонялись какому то Хозасу. Dom. Calmet указывает, что слово «хозе» по-еврейски значит видящий – т. е, пророк – и что думают, что под этим именем идумеи обоготворяли самого Моисея. О религии Египта и о том, что под многосложной системой скрывалось для посвященных монотеистическое учение, мы говорили не раз. Причины указанные в ст. 7-м тому, чтобы не гнушаться египтянином и идумеянином также должны быть замечены. Идумеи происходили от брата Иакова, и потому более всех других родственных племен могли быть названы «братом Израиля». Египтянин же был хозяином той земли, в которой Израиль был принят сначала дружелюбно, где он получил богатую землю Гессем, от которой он питался, и на которой он разросся в великий народ. Лишь позднейшие притеснения были причиною, что Господь силою вывел Израиль из Египта.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-8 У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне. Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне. Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя. Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки. Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне
В «общество Господне», т. е. израильскую общину, не могли быть принимаемы в качестве ее членов: 1) кастраты, — так как закон чужд всякой противоестественности (см. Втор XXII:5 с прим.), почему «запрещается делать (умышленно) каженниками не только людей, но и скот» (блаж. Феод., Толк. на кн. Втор., вопр. 15); 2) сыновья профессиональных блудниц, не признанные их отцом; 3) аммонитяне и моавитяне: «во-первых, потому, что беззаконен их корень: родились они от беззаконного сочетания (Быт XIX:36–38); а потом и по причине нечестия, участниками в котором сделали и израильтян, украсив жен, и чрез них народ Божий уловив в служение идолам (Чис XXV)» (бл. Феод., Т. на кн. Втор., в. 16). Внуки идумеян и египтян, поселившихся среди евреев, могли быть принимаемы в израильскую общину, — вероятно по причине сравнительной чистоты их нравов и религиозных воззрений. Относительно религии Египта некоторые ученые держатся того мнения, что последняя была не чем иным, как прикровенным монотеизмом, недоступным сознанию массы, но постигаемым и ревниво хранимым жрецами. Указание на идолослужение идумеян (2Пар XXV:14) относится сравнительно к позднейшему времени, при чем неизвестно еще, было ли идолопоклонство идумеян полным идолослужением, или же только проявлением неумеренного сенсуализма в области религии, подобно чествованию израильтянами Иеговы в виде вылитого Аароном золотого тельца (Исх XXXII:1–6).