Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими.
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
25:3 и числом четыредесять ран да наложат ему, и да не приложат к сему: аще же приложат паче ран сих бити его множае, срам будет брату твоему пред тобою.
Почему, когда Бог повелел, чтобы сделавший преступление получил четыредесять ран, иудеи наносят одним ударом меньше (ср. 2Кор. 11:24)?
От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного (2Кор. 11:24).
Потому, что большее число ран бесчестит наказываемого: «аще же приложат бити его, срам будет брату твоему пред тобою». Дают же одним ударом меньше, чтобы, стараясь соблюсти точное число, и против воли не обесчестить подвергаемого ударам, когда будет ему нанесен лишний удар.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Обыкновенно делался из трех кожаных ремней или плетеных веревок; по закону Моисееву можно было давать только сорок ударов бичом (Втор.25:1–3; 2Кор.11:24). Присужденного к бичеванию обыкновенно привязывали за руки к низкому столбу и обнажали его спину. К вервиям бичей, на конце их, часто прикреплялись острые, тонкие железки с целью сделать наказание более чувствительным. Удары бичом наносились с такой силой, что от них нередко умирали под тяжестью сего наказания.
У римлян число ударов бичом было неограниченно, и считалось бичевание столь жестоким и бесчестным наказанием, что никакой римский гражданин не мог быть подвергнут ему (Деян.22:25,26). Наказание палками или прутьями, по-видимому, составляло особенный род наказания (2Кор.11:25). Пречистое тело Невинного Страдальца Богочеловека было подвержено бичеванию, но ранами Его мы исцелились (Ис.53:5).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 2-3 И если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету; сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими.
Число сорок издавна в богатых метафорами и сравнениями языках восточных народов представляло собою идею полноты, множества, Кейль указывает, что и в Св. Писании число выражает собою полноту наказания, постигшего землю (Быт. 7:12) или народ израильский (Чис. 14:33-34). Поэтому и здесь при определении телесного наказания оно указано, как высший предел, которого никто не мог преступить при наказании израильтянина. Учители позднейшего времени постановили, что высшей мерой наказания могло быть только число 39 ударов, чтобы ни в каком случае не преступить закона. На этом основании и Апостол Павел был истязаем от иудеев: «пять раз, говорит он, дано мне было по сорока ударов без одного». (2Кор. 11:24).
Мы опять останавливаем внимание читателя, что прирожденная восточным и вообще древнейшим народам жестокость при назначении даже не смертельных наказаний по возможности умеряется в Израиле писаным законом в то время, когда мы с достоверностью можем сказать, что во всех других народах древнего мира произвол не только монарха, но и каждого начальствующего лица (как теперь в Персии, Турции, в Абиссинии, в королевствах средней Африки, отчасти в Египте и др. странах.), был единственным мерилом телесного наказания для обвиненного.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими
В предупреждение увлечения со стороны палача раввины позднейшего времени постановили, что высшей мерой телесного наказания должны быть 39 ударов. На этом основании и Ап. Павел, будучи неоднократно присуждаем еврейским судом к телесному наказанию, подвергался «сорока ударам без одного» (2Кор XI:24).