Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Не заграждай рта волу, когда он молотит.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
25:4 Да не обротиши вола молотяща.
Что значит сказанное: да не обротиши вола молотяща?
Высший смысл сего ясно показал нам божественный апостол (1Кор. 9:9-10). Но благочестен и тот смысл, который представляется с первого взгляда. Ибо несправедливо не вкусить плода тому, кто возделал землю и с трудом обмолачивает снопы.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Не заграждай рта волу, когда он молотит.
Апостол Павел в 1Кор. 9:9, приводя читаемый текст Второзакония, прибавляет: «о волах ли печется Бог?» а в 1Тим. 5:18 прибавляет к этому же тексту слова Господа нашего Иисуса Христа: «трудящийся достоин награды своей» (Мф. 10:10). Стало быть мы в праве думать, что в ст. 4-м наст, главы, – независимо от прямого смысла закона, предписывающего милосердие к животным, (как то не раз мы встречали в законодательстве Моисеевом, развивавшем в народе лучшие чувствования), – заключается еще и другой смысл, имеющий целью развить в понятиях народа вообще уважение к полезному труду, начиная с рабочего животного и кончая человеком трудящимся на пользу общую. В разъяснение самого примера, взятого Моисеем из обыденной жизни земледельцев востока, мы должны сказать, что молотьба совершается не цепами, а посредством выдавливания зерен досками, в которых вделаны по большей части камни. Доски эти с дышлом и ярмом запрягаются как борона парою волов: снопы раскладываются колосьями внутрь вокруг убитого тока гумна, и по этим снопам проводится несколько раз доска с тяжестью, которая и выдавливает зерна из колосьев, превращая вместе с тем солому в так называемый саман, т. е. мелко истертую солому, которая по отвеянии зерна идет в корм скоту. Иногда молотят хлеб, и прогоняя по снопам стадо волов или лошадей, но это не есть обыкновенный обычай, а самый употребительный способ есть тот, который мы выше описали. Завязывать рот волу и притом лишать его и воды, как часто по небрежности делают во время тяжкой работы, есть жестокость к животному, выставленная на вид Израилю и запрещенная ему для того, чтобы он приучался думать и понимать даже нужды животных, переходя от этих понятий к общей идее справедливости.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Не заграждай рта волу, когда он молотит
«Высший смысл этого ясно показал нам божественный апостол (1Кор IX:9–11). Но благочестен и тот смысл, который представляется с первого взгляда. Ибо несправедливо не вкусить плода тому, кто возделал землю, и с трудом обмолачивает снопы» (блаж. Феодор., Толк. на кн. Втор., вопр. 31).
См. пр. к 21 ст. XIV гл. кн. Втор.