Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь

Такое поведение не свойственно исцеляющим или дающим жизнь, но, скорее, причиняющим болезнь и распространяющим свое невежество. И гораздо более правдивым окажется закон, проклинающий всякого, кто слепого отправляет в опасный путь. Ибо апостолы, посланные для отыскания заблудших, для дарования зрения слепым и исцеления больных, конечно, говорили с ними не согласно существующим понятиям, но согласно откровению Истины. Ведь неправильно действовали бы люди, которые посоветовали бы слепым, готовым вот-вот уже упасть в пропасть, продолжать двигаться по этому опаснейшему пути, как если бы это действительно был прямой путь, по которому они пройдут благополучно.

Против ересей.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 11-26 И заповедал Моисей народу в день тот, говоря: сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин; а сии должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим. Левиты возгласят и скажут всем Израильтянам громким голосом: проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь. Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь. [Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей! И весь народ скажет: аминь.] Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь. Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь.

Почему Бог подверг израильтян и клятвам, и благословениям?

 

Владыка Христос, совершенные учения Свои преподав совершенным, исполняющим оные обетовал Небесное Царство, а преступающим угрожал геенною. Иудеям же, у которых мысль по земле пресмыкается и к земному привязана, уделил и проклятия, и благословения, ограничивающиеся земным. Ибо не поверившие чудесам видимым как приняли бы относящееся к будущей жизни? Заметить же надлежит, что благословения уделил коленам, происшедшим от свободных, что к народу причислил здесь колено священническое и двум коленам Иосифовым повелел благословлять как одному. А клятвы дал в удел коленам, происшедшим от полурабов, присоединил к ним в числе колен Рувима и Завулона: первого, как впадшего в грех, а второго, как последнего из сынов Лииных.

Проклинать же прежде всех других повелел тех, которые нечествуют пред Богом и поклоняются рукотворенным изваяниям, а потом – тех, которые беззаконно поступают с родителями (потому что справедливость требует после Бога служить тем, от кого получили мы бытие), после же сего – тех, которые насмехаются над лишенными зрения и покушаются совратить их с прямого пути; одним словом, всех, которые преступают сказанные выше заповеди. Повелел же по произнесении проклятий священниками народу возглашать «буди, буди», возглашение сие приемля от них как рукоприкладство к письменному свидетельству. А сохраняющим Божественные заповеди дал Бог всякого рода благословения, живущим в городах и селах: благочадие, многочадие, размножение овец и волов, плодоносив земли, мирную жизнь, во бранях победу и тому подобное. К телесным благословениям присоединил и духовное: «да восставит тя Господь Себе люд свят, якоже клятся отцем твоим» (Втор. 28:9). Но присовокупил и следующее ограничение: «аще послушавши гласа Господа Бога твоего и ходити будеши в путех Его». Ибо те, которые увидят это и услышат о сем, убоятся, представляя в уме то Божественное попечение, каким пользуетесь вы.

Словами «бысть во главу, а не в хвост» (Втор. 28:13) означает начальство, а не рабство. Ибо присовокупляет: «и будеши тогда выше, и не будеши ниже.» Потом опять налагает проклятия, заключающие в себе противоположное сказанным выше благословениям: бесчадие, неудачи, бедность, болезни, бедствование, голод, заразу, войну, поражение в бранях, бездождие, неплодородие земли. Ибо сие означают выражения «земля железна и небо медяно» (Втор. 28:23). Потом описывает бедствия, какие бывают во время осады города: «жену поимеши, и ин муж возымеет и ведет ю; дом созиждеши, и не поживеши в нем; виноград насадиши, и не обереши его; телец твой заклан пред тобою, и не снеси от него» (Втор. 28:30-31). И последующие за сим слова заключают в себе ту же мысль.

Присовокупляет же угрожения язвами, различными страданиями и порабощением и, что всего тягостнее, говорит: «пришлец, иже есть у тебе, взыдет над тя выше, ты же низыдеши низу» (Втор. 28:43). Дает же чрез это гадательно разуметь благочестие язычников, а израильтянам предрекает их неверие, злострадания от ассириян, вавилонян, македонян и напоследок бедствия при осаде города римлянами. Ибо говорит: «снеси чада утробы твоея, плоть сынов и дщерей твоих, ихже даде тебе Господь Бог твой, в тесноте твоей и в скорби твоей, еюже оскорбит тя враг твой» (Втор. 28:53), – и предрекает все прочее, что, изведав на опыте, сообразил пророк Иеремия, когда писал свой плач. Угрожает же не сии только, но и другие всякого рода казни наложить на них, преступающих Божественные заповеди. Угрожает им и египетским рабством, которое, недавно изведав на опыте, имели они еще в памяти. Ибо говорит: «Взявшие тебя в плен, они продадут тебя» (Втор. 28:68).

Толкование на книгу Второзаконие

Георгий Константинович Властов (†1899)

Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь.

Лев. 19:14.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь

Ср. Лев XIX:14

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Крест Христов осквернен грехами: «взял его (рукописание) от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол.2:14).
 

Ответ:   «Рукописание» – χειρόγραφον – написанное собственною рукою, долговая расписка.(1)  Под рукописанием разумеется не запись грехов, как умствуют сектанты, а закон ветхозаветный, относительно которого евреи дали обязательство: «и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх.24:3; Втор.27:11-23). Предписания закона служили обвинительным свидетельством против человека, который был бессилен исполнить их. Этот закон, данный в форме повелений, Господь упразднил Своею крестною смертью(2) («пригвоздил ко кресту» – Рим.7:1-4; Гал.3:13). «Какое рукописание? Павел говорит о том рукописании», – отвечает святой Иоанн Златоуст, – «которое Израильтяне дали Моисею: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны».(3)
На кресте, кроме «надписи» (Ин.19:19), никакого другого рукописания не было. Господь взял на Себя грехи мира (Ин.1:29) и «вознес их Телом Своим на древо» (1Пет.2:24).
Неужели сектанты скажут, что Тело Его, Он Сам осквернился грехами и потому не достоин поклонения?!! «Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1Ин.3:5). Крест Христов освящен Кровью Его (Кол.1:20).
«Пригвоздил ко кресту». В древности было в обычае прибивать и вешать в публичном месте свитки с определениями закона, потерявшими свою силу, чем оповещалась отмена этих определений закона. Апостол пользуется образом, заимствованным из этого существовавшего в древности обычая, и говорит: «пригвоздил ко кресту», показывая тем, что на кресте, к которому был пригвожден Иисус Христос, был отменен ветхозаветный закон (Рим.7:1-4; Гал.3:13). Исполнение его после крестной смерти Иисуса Христа сделалось излишним; место его заступила вера в Распятого.(4)
--------------------------------------------------------------------
(1) - [По-гречески читается (Кол 2:14) так: ἐξαλείψας (уничтожив) τὸ καθ’ ἡμῶν χειρόγραφоν τоῖς δόγμασιν (долговую расписку, обязательство, закон, написанный повелениями, в форме предписаний, бывший против нас, так как мы не в состоянии были исполнить его, то он, всегда свидетельствовал против нас), ὁ ἦν ὑπεναντίоν ἡμῖν (который закон был нам враждебным, потому что обнаруживал преступления, через которые виновный вступает во вражду с Богом – Римл 4:15), καὶ αὐτὸ ἦρκεν (от αἴρω поднимаю, возвышаю, уношу, убираю, удаляю) ἐκ τоῦ μέσоυ (и его убрал из середины, с дороги, уничтожил, так как закон стоял преградою на пути человека ко спасению), πρоσηλώσας αὐτὸ τῷ σταυρῷ (пригвоздив ко кресту)].
(2) - В русском переводе послания слову δόγμα дано значение учения (τοῖς δόγμασιν – учением), что может навести на мысль, будто бы ветхозаветный закон упразднил Иисус Христос не крестною Своею смертью, а учением. Но слово δόγμα употребляется в Св. Писании не для обозначения известных положений учения, догматов, в каком значении оно стало техническим термином впоследствии, но для обозначения повелений кесаря (Лк.2:1; Деян.17:7), определений, постановлений апостольского собора (Деян.16:4). Таким образом в Посл. к Колос (Кол.2:14) δόγμα не может быть употреблено для обозначения учения Иисуса Христа. Под этим словом нужно разуметь предписания закона ветхозаветного. Словом τоῖς δόγμασιν ближе определяется, чем именно, какою своею стороною закон (χειρόγραφоν) был против человека. Мухин.Н. проф. Послание святого апостола Павла к Колосянам. 1897 г., стр. 180–190. Параллельным рассматриваемому стиху что Кол.2:14) является место в Посл. к Ефсс (Еф.2:15). Различие между этими местами то, что в Посл. к Еф. говорится о разрушении вражды через упразднение закона, а в Посл. к Кол. порядок обратный: упразднен закон, а потому уничтожена и вражда, разделявшая нас между собою и бывшая враждою и против Бога. Богдашевский Д. проф. Посл. святого апостола Павла к Ефесянам. 1904 г.. стр. 403.
(3) - Творения. Том. 11 6 Бес. на Посл. к Колос., пунк. 3. 1905 г., стр. 407).
(4) - Мухин Н. проф. Посл. св. ап. Павла к Колос, опыт исагогико-экзегет. исслед. 1897 г., стр. 191.
 

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka