Скрыть
Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 11-26 И заповедал Моисей народу в день тот, говоря: сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин; а сии должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим. Левиты возгласят и скажут всем Израильтянам громким голосом: проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь. Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь. Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто слепого сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край одежды отца своего! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь. [Проклят, кто ляжет с сестрою жены своей! И весь народ скажет: аминь.] Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь. Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь.

Почему Бог подверг израильтян и клятвам, и благословениям?

 

Владыка Христос, совершенные учения Свои преподав совершенным, исполняющим оные обетовал Небесное Царство, а преступающим угрожал геенною. Иудеям же, у которых мысль по земле пресмыкается и к земному привязана, уделил и проклятия, и благословения, ограничивающиеся земным. Ибо не поверившие чудесам видимым как приняли бы относящееся к будущей жизни? Заметить же надлежит, что благословения уделил коленам, происшедшим от свободных, что к народу причислил здесь колено священническое и двум коленам Иосифовым повелел благословлять как одному. А клятвы дал в удел коленам, происшедшим от полурабов, присоединил к ним в числе колен Рувима и Завулона: первого, как впадшего в грех, а второго, как последнего из сынов Лииных.

Проклинать же прежде всех других повелел тех, которые нечествуют пред Богом и поклоняются рукотворенным изваяниям, а потом – тех, которые беззаконно поступают с родителями (потому что справедливость требует после Бога служить тем, от кого получили мы бытие), после же сего – тех, которые насмехаются над лишенными зрения и покушаются совратить их с прямого пути; одним словом, всех, которые преступают сказанные выше заповеди. Повелел же по произнесении проклятий священниками народу возглашать «буди, буди», возглашение сие приемля от них как рукоприкладство к письменному свидетельству. А сохраняющим Божественные заповеди дал Бог всякого рода благословения, живущим в городах и селах: благочадие, многочадие, размножение овец и волов, плодоносив земли, мирную жизнь, во бранях победу и тому подобное. К телесным благословениям присоединил и духовное: «да восставит тя Господь Себе люд свят, якоже клятся отцем твоим» (Втор. 28:9). Но присовокупил и следующее ограничение: «аще послушавши гласа Господа Бога твоего и ходити будеши в путех Его». Ибо те, которые увидят это и услышат о сем, убоятся, представляя в уме то Божественное попечение, каким пользуетесь вы.

Словами «бысть во главу, а не в хвост» (Втор. 28:13) означает начальство, а не рабство. Ибо присовокупляет: «и будеши тогда выше, и не будеши ниже.» Потом опять налагает проклятия, заключающие в себе противоположное сказанным выше благословениям: бесчадие, неудачи, бедность, болезни, бедствование, голод, заразу, войну, поражение в бранях, бездождие, неплодородие земли. Ибо сие означают выражения «земля железна и небо медяно» (Втор. 28:23). Потом описывает бедствия, какие бывают во время осады города: «жену поимеши, и ин муж возымеет и ведет ю; дом созиждеши, и не поживеши в нем; виноград насадиши, и не обереши его; телец твой заклан пред тобою, и не снеси от него» (Втор. 28:30-31). И последующие за сим слова заключают в себе ту же мысль.

Присовокупляет же угрожения язвами, различными страданиями и порабощением и, что всего тягостнее, говорит: «пришлец, иже есть у тебе, взыдет над тя выше, ты же низыдеши низу» (Втор. 28:43). Дает же чрез это гадательно разуметь благочестие язычников, а израильтянам предрекает их неверие, злострадания от ассириян, вавилонян, македонян и напоследок бедствия при осаде города римлянами. Ибо говорит: «снеси чада утробы твоея, плоть сынов и дщерей твоих, ихже даде тебе Господь Бог твой, в тесноте твоей и в скорби твоей, еюже оскорбит тя враг твой» (Втор. 28:53), – и предрекает все прочее, что, изведав на опыте, сообразил пророк Иеремия, когда писал свой плач. Угрожает же не сии только, но и другие всякого рода казни наложить на них, преступающих Божественные заповеди. Угрожает им и египетским рабством, которое, недавно изведав на опыте, имели они еще в памяти. Ибо говорит: «Взявшие тебя в плен, они продадут тебя» (Втор. 28:68).

Толкование на книгу Второзаконие

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь

Ср. Исх ХХIII:1, 7; Лев ХIX:16; Втор XIX:18–19.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible