Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Второзаконие 27:26
Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь.
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Василий Великий, свт. (†379)
Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь
Ибо и через Моисея, написавшего многое в Законе, не налагая угрозы нарушителю или небрежному, Он послал на всех родовое проклятие, предшествующее страшнейшему наказанию, сказав: «Проклят всякий, не соблюдающий всего, написанного в книге закона этого». И в другом месте он говорит: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер 48:10). Итак, если делающий с небрежением проклят, то чего достоин не делающий?
О крещении.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Почему Бог подверг израильтян и клятвам, и благословениям?
Владыка Христос, совершенные учения Свои преподав совершенным, исполняющим оные обетовал Небесное Царство, а преступающим угрожал геенною. Иудеям же, у которых мысль по земле пресмыкается и к земному привязана, уделил и проклятия, и благословения, ограничивающиеся земным. Ибо не поверившие чудесам видимым как приняли бы относящееся к будущей жизни? Заметить же надлежит, что благословения уделил коленам, происшедшим от свободных, что к народу причислил здесь колено священническое и двум коленам Иосифовым повелел благословлять как одному. А клятвы дал в удел коленам, происшедшим от полурабов, присоединил к ним в числе колен Рувима и Завулона: первого, как впадшего в грех, а второго, как последнего из сынов Лииных.
Проклинать же прежде всех других повелел тех, которые нечествуют пред Богом и поклоняются рукотворенным изваяниям, а потом – тех, которые беззаконно поступают с родителями (потому что справедливость требует после Бога служить тем, от кого получили мы бытие), после же сего – тех, которые насмехаются над лишенными зрения и покушаются совратить их с прямого пути; одним словом, всех, которые преступают сказанные выше заповеди. Повелел же по произнесении проклятий священниками народу возглашать «буди, буди», возглашение сие приемля от них как рукоприкладство к письменному свидетельству. А сохраняющим Божественные заповеди дал Бог всякого рода благословения, живущим в городах и селах: благочадие, многочадие, размножение овец и волов, плодоносив земли, мирную жизнь, во бранях победу и тому подобное. К телесным благословениям присоединил и духовное: «да восставит тя Господь Себе люд свят, якоже клятся отцем твоим» (Втор. 28:9). Но присовокупил и следующее ограничение: «аще послушавши гласа Господа Бога твоего и ходити будеши в путех Его». Ибо те, которые увидят это и услышат о сем, убоятся, представляя в уме то Божественное попечение, каким пользуетесь вы.
Словами «бысть во главу, а не в хвост» (Втор. 28:13) означает начальство, а не рабство. Ибо присовокупляет: «и будеши тогда выше, и не будеши ниже.» Потом опять налагает проклятия, заключающие в себе противоположное сказанным выше благословениям: бесчадие, неудачи, бедность, болезни, бедствование, голод, заразу, войну, поражение в бранях, бездождие, неплодородие земли. Ибо сие означают выражения «земля железна и небо медяно» (Втор. 28:23). Потом описывает бедствия, какие бывают во время осады города: «жену поимеши, и ин муж возымеет и ведет ю; дом созиждеши, и не поживеши в нем; виноград насадиши, и не обереши его; телец твой заклан пред тобою, и не снеси от него» (Втор. 28:30-31). И последующие за сим слова заключают в себе ту же мысль.
Присовокупляет же угрожения язвами, различными страданиями и порабощением и, что всего тягостнее, говорит: «пришлец, иже есть у тебе, взыдет над тя выше, ты же низыдеши низу» (Втор. 28:43). Дает же чрез это гадательно разуметь благочестие язычников, а израильтянам предрекает их неверие, злострадания от ассириян, вавилонян, македонян и напоследок бедствия при осаде города римлянами. Ибо говорит: «снеси чада утробы твоея, плоть сынов и дщерей твоих, ихже даде тебе Господь Бог твой, в тесноте твоей и в скорби твоей, еюже оскорбит тя враг твой» (Втор. 28:53), – и предрекает все прочее, что, изведав на опыте, сообразил пророк Иеремия, когда писал свой плач. Угрожает же не сии только, но и другие всякого рода казни наложить на них, преступающих Божественные заповеди. Угрожает им и египетским рабством, которое, недавно изведав на опыте, имели они еще в памяти. Ибо говорит: «Взявшие тебя в плен, они продадут тебя» (Втор. 28:68).
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Проклятие
Проклятие (Быт.27:12) – в библейском употреблении означенное слово противоположно слову благословение. Под проклятием в противность благословению разумеется лишение благословения и осуждение на бедствия. Проклятие произнесено было в первый раз Богом по случаю грехопадения первых человеков (Быт.3:17). Проклята земля за тебя, сказал Бог в раю согрешившему прародителю. Проклятие изречено Богом Каину (Быт.4:11). Проклятию подверглась земля со всеми живущими на ней, осужденными на истребление потопом во дни Ноя (Быт.6:7,7:21-23).
Закон Божий вообще изрекает проклятие на всех нарушителей его: Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона (Втор.27:26, Гал.3:10); но Господь Иисус Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано проклят всяк висящий на древе) (Втор.21:23, Гал.3:13). Проклятие на нарушителей закона торжественно произносилось израильтянами по занятии Земли Обетованной с горы Гевал (Втор.27:2). Иисус Навин произнес проклятие на восстановителя Иерихона (Нав.6:25), Елисей – на детей вефильских (4Цар.2:24), ап. Павел на лжеучителей вопреки благовествованию Христову (Гал.1:7-9).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь.
Ср. Втор. 28:15 и к Гал. 3:10.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь
Ср. Втор XXVIII:15.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: крест проклят (Гал.3:13; Втор.21:23), почему не должно почитать его.
Ответ: В указанных местах говорится, что проклято не древо креста, а «всякий, висящий на древе». По закону проклятию подлежал, кроме висящего на древе, и всякий, «кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал.3:10; Втор.27:26). Господь Иисус Христос, как исполнивший закон, не мог подлежать этому последнему проклятию; поэтому Он вместо одного проклятия принял на Себя другое, будучи повешен на древе. По закону Моисееву тяжкий преступник умерщвлялся, а затем его вешали на древо (Втор.21:22). Иисус Христос был безгрешен (1Пет.2:22; Евр.4:15,7:26 и др.), поэтому «мы освящены единократным принесением Тела Его» (Евр.10:10); «но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5). Следовательно, причина, по которой Он благоволил подвергнуться проклятию, заключалась не в кресте, а в грехах человечества, вызвавших крестную смерть Иисуса Христа. Величие искупительной жертвы, принесенной на кресте, освятило крест, бывшее орудие казни, и соделало его орудием нашего спасения и Божией славы, достойным религиозного почитания.
«Народ подлежал проклятию (Втор.27:26), потому что», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «он не исполнял постоянно, да и не было никого, кто бы мог исполнить весь закон; но Христос заменил это проклятие другим, которое говорит: «проклят всяк, висящий на древе». Α так как и тот, кто висит на древе, проклят, и кто преступает закон, находится под клятвою; между тем желающий разрушить эту клятву должен быть свободен от нее и должен принять на себя эту клятву (незаслуженную) вместо той (заслуженной), то Христос и принял на Себя таковую клятву, и ею уничтожил заслуженную... Так как Христос не подлежал проклятию за преступление закона, то и принял на Себя вместо заслуженного нами незаслуженное Им проклятие, чтобы освободить всех от заслуженного».(1)
-------------------------------------------------------------------
(1) - Творения. Том. 10. 3 Бесед. на Посл. к Галат., пунк. 3. 1904 г., стр. 780.