Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 27:9
И сказал Моисей и священники левиты всему Израилю, говоря: внимай и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа Бога твоего;
Святые отцы
Прочие
Нил Синайский, прп. (†430)
И сказал Моисей и священники левиты всему Израилю, говоря: внимай и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа Бога твоего
Поскольку для любящих говорить о пустом и понапрасну немалое зло – острота языка, то святой Моисей вместо двери и запора налагает на него молчание. Ибо для того даны нам два уха и один язык, чтобы для спасения более мы слушали, нежели говорили, взывая более добрыми делами и Божественными преуспеяниями. Посему весьма кстати и сам Моисей, и священники, и Левиты посылались говорит всему Израилю: «молчи и слыши, Израилю, словеса Господни» (Втор. 27:9).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 9-13 И сказал Моисей и священники левиты всему Израилю, говоря: внимай и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа Бога твоего; итак слушай гласа Господа Бога твоего и исполняй [все] заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня. И заповедал Моисей народу в день тот, говоря: сии должны стать на горе Гаризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Иордан: Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Иосиф и Вениамин; а сии должны стать на горе Гевал, чтобы произносить проклятие: Рувим, Гад, Асир, Завулон, Дан и Неффалим.
Мы уже имели случай говорить, что горы Гаризим и Гевал суть те две горы, склоны которых образуют долину, в которой лежит селение Наблус, древний Сихем. Гора Гевал находится на северной стороне этой долины, гора Гаризим на южной. Станлей (Stanley. Sidai and Palestine, p. 13) посетил эту долину и утверждает между прочим (по поводу возбужденных относительно последующих стихов сомнений), – что голос человеческий в этой ясной и чистой атмосфере юга достигает от одной стороны долины до другой. По рассказу Портера (Handbook of Palestine, p. 333), Вильсона и др. обе горы представляют ряд возвышающихся террас, на которых виднеются ныне превосходные сады. Долина Наблус, по указаниям В. Д. Вельда, лежит выше поверхности моря на 1672 фута; Гаризим и Гевал возвышаются над Наблусом около 1000 футов так как вершина Гаризима достигает 2600 фут выше поверхности моря, а Гевал 2700 фут. Между подошвами гор не более 500 ярдов расстояния (1 1/2 вер.) по указанию путешественников (Hackett in Smith’s Bibl. dict. III, p. 1,236), так что долина Сихема с горами, с одной стороны достаточна была для вмещения если не всего народа, то по крайней мере всех взрослых мужей израильских, а с другой представляла возможность выполнения той торжественной церемонии проклятия и благословения, которая предписана Моисеем, так как голос Левитов священников, долженствовавших занимать середину долины, мог явственно быть слышен по обе стороны долины. Возгласы конечно воспринимались вблизи стоящими и передавались в обе стороны. От народа требовалось изъявить свое согласие словом аминь на слова произносимые Левитами – священниками. Народ, как видим, включая и все колено Левиино – занимал по шести колен обе стороны долины из них шесть колен отвечали на слова проклятия, шесть на формулы благословения. (Как увидим ниже формулы благословения не записаны в этой главе).
Возбужден был вопрос, почему надпись и жертвенник поставлены были на горе Гевал, где стояли колена, отвечавшие аминь на слова проклятия, а не на горе Гаризим. Еспин думает, что слова закона и жертвенник должен были именно стоять там, где напоминались народу наказания, могущие постигнуть его за отпадение от завета Господня. Исполнение приказания Моисея мы видим в кн. Иис. Нав. 8:30-35.