Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 28:14
и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им.
Святые отцы
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Григорий Богослов, свт. (†389)
позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей твоих; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих
Так и в нашем деле: если кто-либо по злобе, либо по невежеству, уклоняется в ту или другую сторону, то для него очень опасно как самому впасть в грех, так и вовлечь в него подчиненных. Напротив, следует идти царским путем и остерегаться, чтобы, как сказано в Притчах, не уклониться ни направо, ни налево (Притч 4:27). Таково свойство наших немощей, и от этого столько труда доброму пастырю, обязанному хорошо знать души своих пасомых и быть вождем их по закону прямого и справедливого пастырства, достойного истинного нашего Пастыря.
Августин Аврелий, блж. (†430)
от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их - ты и Аарон
Эти двадцатилетние юноши предваряли образ нового народа, когда вступили в землю обетования и, как было сказано, не уклонились ни вправо, ни влево. Двадцатилетний возраст не должен сравниваться с невинностью младенцев, но, если не ошибаюсь, это число отражает нечто таинственное. Ведь Ветхий Завет известен Пятикнижием Моисея, а Новый Завет сверкает авторитетом четырех Евангелий. Если эти числа перемножить, получится двадцать: четыре раза по пяти или пять раз по четыре будет двадцать. Этот народ, как я уже сказал, знающий о Царствии Небесном, благодаря двум заветам - Ветхому и Новому, не уклоняясь ни вправо - в гордой надежде на праведность, ни влево - легкомысленно любя грех, вступит в землю этого обетования, где мы не будем просить о прощении грехов и не будем бояться наказания, освобожденные тем Искупителем, Который, не будучи продан в рабство греху, искупил народ Израиля от всех его беззаконий, совершенных в чьей-либо частной жизни или действующих с самого начала.
О том, чего заслуживают грешники, отпущении грехов и крещении детей
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Претыкание В книге Второзаконие, в главе 4 пишется: не прибавляйте к (словесе́м) тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того (Втор.4,2). Из этой заповеди ясно, что к Священному Писанию ничего не подобает прилагать. Поэтому Предание и все человеческие установления должны быть отвергнуты.
Исправление претыкающимся
Если правильно поймем это место Писания, которое вы привели, противники, увидим, что ваше мнение беспочвенно. Ибо этими словами Бог желает, чтобы цело и совершенно были хранимы Его заповеди, так как Он заповедал, а не были разрушены ложным толкованием или исключением повеленного, или прибавлением недолжного. И не говорит в этой заповеди: «Не храните других заповедей, кроме этих, которые Я заповедую вам», – но: «В тех, которые заповедую, ничего не измените прибавлением или изъятием, или убавлением, но всецело и совершенно сохраните их так, как повелеваю, а не иначе». То же самое Писание вещает другими словами: и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они (священники, левиты и судьи – Примеч.) скажут тебе (Втор.17,11). (И еще: (Втор.28,14). И еще: (Нав.1:7).) Покажем пример сказанного. В книге Левит, глава 12, была такая заповедь Моисея: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней;… в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его (Лев.12,2-3). К этой заповеди нельзя было что-либо приложить или отнять. То есть нельзя было ни до восьми дней, ни после обрезать младенца или нечистоте матери пребывать большее или меньшее семи дней время. То же рассуждение будет и о других заповедях.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 13-14 Сделает тебя Господь [Бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им.
Благословение двенадцатое высказывает вполне ту мысль, на которую мы указали в предыдущем примечании, но благословение это, результат, всех других благословений, даруется под напоминанием обязанностей Израиля. При исполнении всего повеленного ему, Израиль будет первым и высшим народом вселенной, потому что он будет обладать высшею силою, мудростью, дарованною ему Господом вследствие откровения, которое народ воспринял, между тем как другие народы остаются до времени в темноте; «внизу», как выражено в ст. 13.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Глава сия есть продолжение предыдущей и принадлежит к одним из самых вдохновенных и поэтических мест в Пятокнижии Моисеевом. Она изобилует возвышенными образами и изящными уподоблениями, она увлекает воображение и потрясает душу силою чувства в яркостию картин, изображающих будущую судьбу народа израильского.
В первой части своей речи вдохновенный пророк рисует картину всестороннего благополучия, ожидающего Евреев, если они будут повиноваться закону Божию (Втор.28:1-14).
Затем во второй части начинаются обратные картины, возвещающие суд Божий на непокорный и жестоковыйный народ еврейский (Втор.28:15-44).
Но всего поразительнее те места в речи Моисеевой, в которых он пророчественным взором описывает бедственную судьбу Евреев, по уничтожении их политической самостоятельности. Нельзя с точностию определить, в каких именно местах своей грозной речи, и на какие события из еврейской истории указывает Моисей (Втор.28:45-68). Одним пророческим взглядом он описывает всю еврейскую историю, и соединяет в одной печальной картине весьма отдаленные события, по их аналогическому сходству. Так обыкновенно произносили свои речи и все пророки, и сам Спаситель.