Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Второзаконие 28:38
Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их саранча.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Семя много изнесет поле твое, и соберешь мало. Кор семян принесет сату.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.25-26. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли. И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их.
Ст.49. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь,
Ст.64. И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням.
Как исполнились над народом Еврейским пророческие клятвы Моисея?
Они исполнились так: Моисей предсказал нашествие страшных врагов, опустошение страны, пленение и рассеяние народа по всей земли (Втор.28:25-68), и это исполнилось во время покорения Евреев Вавилонянами и Римлянами, и исполняется доселе. Точно так, как предсказывал Моисей, последовало нашествие на Палестину Вавилонян и особенно Римлян, «народ издалека, от края земли: как орел налетит народ»(Втор.28:49), – гибельное и всесокрушающее, как нашествие на поля саранчи. Моисеево описание осады и разрушения крепостей Иудейских, особенно Иерусалима, так верно с действительностью, как будто писано было очевидцем событий (Втор.28:52-57). Так, напр. Моисей предсказывал такой страшной голод при осаде городов, что женщины будут есть собственных детей; это исполнилось, по свидетельству пр. Иеремии (Плач.2:20;4:10) и Варуха (Плач.2:2-3), во время осады Иерусалима Навуходоносором, и опять повторилось во время осады Иерусалима Титом. Также в точности исполнились пророчества Моисея о рассеянии Еврейского народа среди всех других народов, об их скитальческом состоянии там, об их отвержении Богом и избрании и призвании вместо них ко спасению языческих народов (Втор.28:64-68; Втор.32:21 и дал.)
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Саранча
Саранча (Наум.3:15, Мф.3:4, Откр.9:3,7 и др.) – насекомое, принадлежащее к разряду прыгающих, прямокрылых и травоядных; плодятся в бесчисленном множестве и отличается своей прожорливостью и потому считается одним из самых ужасных бичей Божиих на Востоке.
Осьмая казнь, посланная Богом на фараона, ц. египетского, была в виде саранчи (Исх.10:4-15, Пс.77:46). У саранчи нет царя, говорит Премудрый, но выступает вся она стройно (Притч.30:27), а в Откровении она уподобляется коням, уготовленным на войну (Откр.9:7).
В Свящ. Писании часто указывается на саранчу, как на особенное орудие Божественного гнева (Втор.28:38-42; 3Цар.8:37; 2Пар.6:28).
Даже самые язычники смотрели на саранчу, как на страшное наказание Божие. Плиний свидетельствует, что в саранче обнаруживается сильное проявление гнева богов. Своей бесчисленностью, говорит он, саранча затемняет солнце, и народы всегда смотрели на нее с беспокойным волнением и страшным ожиданием; сила ее неутомима, так что она переплывает океаны и всюду наполняет собой громадные поля и рощи. Она покрывает ужасными тучами жатву и окончательно пожирает оную. Самое прикосновение ее к плодам земным действует разрушительно и гибельно на них.
Саранча, по закону Моисееву, считалась чистым животным, как насекомое, имеющее голени выше ног (Лев.11:21) и могло быть употребляемо в пищу. Некоторые виды саранчи доселе употребляются в пищу на Востоке и даже считаются лакомым кушаньем, особенно если хорошо приготовлены. Бедуины сушат ее и толкут с солью большими кусками, которые носят в кожаных мешках, употребляя в пищу по мере надобности; впрочем, в общем вкус ее противен и питательность незначительна.
Саранчой питался и Иоанн Креститель в пустыне (Мф.3:4, Мк.1:6). Что древние ценили саранчу как вкусное, лакомое кушанье, это показывают резные изображения на стенах развалин дворца Сеннахерима в Куюнджуке, где между разными служителями, принесшими к царскому столу всякого рода плоды, цветы, и проч., находятся и несущие высушенную саранчу, укрепив ее на жезлах.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Весьма ясное пророчество плена ассирийского (4Цар. 17:6-18) и Вавилонского (4Цар. 24:14,25:11).
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Проклятие Господне отразится на твоем домохозяйстве – всевозможными неудачами, изнурительным, но бесплодным трудом и нищетою.
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
Глава сия есть продолжение предыдущей и принадлежит к одним из самых вдохновенных и поэтических мест в Пятокнижии Моисеевом. Она изобилует возвышенными образами и изящными уподоблениями, она увлекает воображение и потрясает душу силою чувства в яркостию картин, изображающих будущую судьбу народа израильского.
В первой части своей речи вдохновенный пророк рисует картину всестороннего благополучия, ожидающего Евреев, если они будут повиноваться закону Божию (Втор.28:1-14).
Затем во второй части начинаются обратные картины, возвещающие суд Божий на непокорный и жестоковыйный народ еврейский (Втор.28:15-44).
Но всего поразительнее те места в речи Моисеевой, в которых он пророчественным взором описывает бедственную судьбу Евреев, по уничтожении их политической самостоятельности. Нельзя с точностию определить, в каких именно местах своей грозной речи, и на какие события из еврейской истории указывает Моисей (Втор.28:45-68). Одним пророческим взглядом он описывает всю еврейскую историю, и соединяет в одной печальной картине весьма отдаленные события, по их аналогическому сходству. Так обыкновенно произносили свои речи и все пророки, и сам Спаситель.