народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши;

Святые отцы

Прочие

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Cт. 49-50 Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши

Верно изображены Моисеем римляне, которые тогда еще не существовали, но уже существовали в предопределении Божием; верно изображен их военный характер, уподобленный стремительности, хищности и силе орла, сознаваемый самими римлянами, увенчавшими свои знамена орлами.

Аскетическая проповедь

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Втор.28:25-68

Ст.25-26. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли. И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их.
Ст.49. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь,
Ст.64. И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням.

Как исполнились над народом Еврейским пророческие клятвы Моисея?

Они исполнились так: Моисей предсказал нашествие страшных врагов, опустошение страны, пленение и рассеяние народа по всей земли (Втор.28:25-68), и это исполнилось во время покорения Евреев Вавилонянами и Римлянами, и исполняется доселе. Точно так, как предсказывал Моисей, последовало нашествие на Палестину Вавилонян и особенно Римлян, «народ издалека, от края земли: как орел налетит народ»(Втор.28:49), – гибельное и всесокрушающее, как нашествие на поля саранчи. Моисеево описание осады и разрушения крепостей Иудейских, особенно Иерусалима, так верно с действительностью, как будто писано было очевидцем событий (Втор.28:52-57). Так, напр. Моисей предсказывал такой страшной голод при осаде городов, что женщины будут есть собственных детей; это исполнилось, по свидетельству пр. Иеремии (Плач.2:20;4:10) и Варуха (Плач.2:2-3), во время осады Иерусалима Навуходоносором, и опять повторилось во время осады Иерусалима Титом. Также в точности исполнились пророчества Моисея о рассеянии Еврейского народа среди всех других народов, об их скитальческом состоянии там, об их отвержении Богом и избрании и призвании вместо них ко спасению языческих народов (Втор.28:64-68; Втор.32:21 и дал.)

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

Втор. 28:45-57

Пророчества эти могут относиться, как к нашествию ассириян и вавилонян, так и к окончательному разрушению Иерусалима Римлянами. Голод во время осады Иерусалима доходил до ужасающих размеров (см. напр. у Фл. Иос. война Иудейск. V, 32, 37, VI, I, 20, 21 и др.), – замечают, что орел (Втор. 28:49), равно как выражение народ наглый (по ср. с Дан. 8:23) указывают на Рим, легионы которого имели орлов вместо знамен.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Втор.28:36-50

«Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои; как орел налетит сей народ, которого языка ты не разумеешь. Народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши. Он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя». Кто не узнает в сих чертах грозного нашествия Вавилонян, под предводительством Навуходоносора, несколько раз грабившего Иерусалим, уводившего целые толпы прекрасных юношей иудейских, и наконец разрушившего твердыни иерусалимские? В пророческих речах Иезекииля, Иеремии, Даниила и Осии сей беспощадный завоеватель уподобляется также хищному орлу, бросающемуся на добычу (Иез. 17:3, Иер.48:40, Дан. 7:4, Ос. 8:1); а пророк Иеремия некогда действительно носил на себе ярмо (хомут), дабы нагляднее изобразить развращенному народу иудейскому предстоящее ему рабство в плену вавилонском.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева


Втор.28

Глава сия есть продолжение предыдущей и принадлежит к одним из самых вдохновенных и поэтических мест в Пятокнижии Моисеевом. Она изобилует возвышенными образами и изящными уподоблениями, она увлекает воображение и потрясает душу силою чувства в яркостию картин, изображающих будущую судьбу народа израильского.
В первой части своей речи вдохновенный пророк рисует картину всестороннего благополучия, ожидающего Евреев, если они будут повиноваться закону Божию (Втор.28:1-14).
Затем во второй части начинаются обратные картины, возвещающие суд Божий на непокорный и жестоковыйный народ еврейский (Втор.28:15-44).
Но всего поразительнее те места в речи Моисеевой, в которых он пророчественным взором описывает бедственную судьбу Евреев, по уничтожении их политической самостоятельности. Нельзя с точностию определить, в каких именно местах своей грозной речи, и на какие события из еврейской истории указывает Моисей (Втор.28:45-68). Одним пророческим взглядом он описывает всю еврейскую историю, и соединяет в одной печальной картине весьма отдаленные события, по их аналогическому сходству. Так обыкновенно произносили свои речи и все пророки, и сам Спаситель.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 46-50 они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек. За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши

Ср. Лев XXVI:25. Имеются в виду сменявшиеся в Палестине иностранные владычества и гегемонии: Ассирии, Вавилона, Персии, Греции, Сирии, Египта, Рима.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible