Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Второзаконие 28:66
жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей;
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 65-66, 68 Даст тебе Господь тамо сердце печальное, и оскудевающая очеса, и истаявающую душу. И будет живот твой висящ пред тобою. И возвратит тя Господь во Египет в кораблях
в кораблях врагов, которые пленят тебя, и не будет тебе спасения.
Афанасий Великий, свт. (†373)
и будет живот твой висящь предъ очима твоима, и убоишися во дни и в нощи, и не будеши веры яти житию твоему
Но возможно, что, услышав пророчество о смерти, ты захочешь узнать и знамения о кресте. И это совершенно не скрыто и весьма ясно указано святыми. Первым Моисей громко провозглашает, говоря: Вы увидите Жизнь свою, висящую перед глазами вашими и не поверите.
О воплощении Слова.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.25-26. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли. И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их.
Ст.49. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь,
Ст.64. И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням.
Как исполнились над народом Еврейским пророческие клятвы Моисея?
Они исполнились так: Моисей предсказал нашествие страшных врагов, опустошение страны, пленение и рассеяние народа по всей земли (Втор.28:25-68), и это исполнилось во время покорения Евреев Вавилонянами и Римлянами, и исполняется доселе. Точно так, как предсказывал Моисей, последовало нашествие на Палестину Вавилонян и особенно Римлян, «народ издалека, от края земли: как орел налетит народ»(Втор.28:49), – гибельное и всесокрушающее, как нашествие на поля саранчи. Моисеево описание осады и разрушения крепостей Иудейских, особенно Иерусалима, так верно с действительностью, как будто писано было очевидцем событий (Втор.28:52-57). Так, напр. Моисей предсказывал такой страшной голод при осаде городов, что женщины будут есть собственных детей; это исполнилось, по свидетельству пр. Иеремии (Плач.2:20;4:10) и Варуха (Плач.2:2-3), во время осады Иерусалима Навуходоносором, и опять повторилось во время осады Иерусалима Титом. Также в точности исполнились пророчества Моисея о рассеянии Еврейского народа среди всех других народов, об их скитальческом состоянии там, об их отвержении Богом и избрании и призвании вместо них ко спасению языческих народов (Втор.28:64-68; Втор.32:21 и дал.)
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Нельзя не заметить, что рассеяние Израиля вообще и иудеев в особенности (Втор. 28:64) совершилось буквально по словам этой угрозы. Даже выражения стихов Втор. 28:65-67 весьма верно рисуют картину страданий средневековых евреев, презираемых, гонимых, всегда находившихся под страхом смерти или грабежа посреди христианских населений.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Действительно, в гонение Антиоха Епифана весьма многие изменили своей вере и стали кланяться идолам. «Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя ноге твоей, и Господь даст тебе трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души. Жизнь* твоя будет висеть пред тобою (как бы на волоске). Блаженный Августин символически объясняет эти слова – по отношению к Иисусу Христу – источнику жизни, висевшему на кресте и терпевшему поругание от Иудеев. И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои».
Жизнь* – в первичном и истинном смысле: Бог (Ин.14:6);
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
Глава сия есть продолжение предыдущей и принадлежит к одним из самых вдохновенных и поэтических мест в Пятокнижии Моисеевом. Она изобилует возвышенными образами и изящными уподоблениями, она увлекает воображение и потрясает душу силою чувства в яркостию картин, изображающих будущую судьбу народа израильского.
В первой части своей речи вдохновенный пророк рисует картину всестороннего благополучия, ожидающего Евреев, если они будут повиноваться закону Божию (Втор.28:1-14).
Затем во второй части начинаются обратные картины, возвещающие суд Божий на непокорный и жестоковыйный народ еврейский (Втор.28:15-44).
Но всего поразительнее те места в речи Моисеевой, в которых он пророчественным взором описывает бедственную судьбу Евреев, по уничтожении их политической самостоятельности. Нельзя с точностию определить, в каких именно местах своей грозной речи, и на какие события из еврейской истории указывает Моисей (Втор.28:45-68). Одним пророческим взглядом он описывает всю еврейскую историю, и соединяет в одной печальной картине весьма отдаленные события, по их аналогическому сходству. Так обыкновенно произносили свои речи и все пророки, и сам Спаситель.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 65-67 Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: «о, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «о, если бы наступило утро»
Ср. Лев XXVI:36–39. Начиная с рассеяния евреев римлянами и по настоящее время, история еврейскою народа является непрерывным подтверждением пророчества, изложенною в 37, 65–67 ст. XXVIII гл. кн. Втор.