Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 28:68
и возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: «ты более не увидишь его»; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 65-66, 68 Даст тебе Господь тамо сердце печальное, и оскудевающая очеса, и истаявающую душу. И будет живот твой висящ пред тобою. И возвратит тя Господь во Египет в кораблях
в кораблях врагов, которые пленят тебя, и не будет тебе спасения.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.25-26. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли. И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их.
Ст.49. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь,
Ст.64. И рассеет тебя Господь [Бог твой] по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням.
Как исполнились над народом Еврейским пророческие клятвы Моисея?
Они исполнились так: Моисей предсказал нашествие страшных врагов, опустошение страны, пленение и рассеяние народа по всей земли (Втор.28:25-68), и это исполнилось во время покорения Евреев Вавилонянами и Римлянами, и исполняется доселе. Точно так, как предсказывал Моисей, последовало нашествие на Палестину Вавилонян и особенно Римлян, «народ издалека, от края земли: как орел налетит народ»(Втор.28:49), – гибельное и всесокрушающее, как нашествие на поля саранчи. Моисеево описание осады и разрушения крепостей Иудейских, особенно Иерусалима, так верно с действительностью, как будто писано было очевидцем событий (Втор.28:52-57). Так, напр. Моисей предсказывал такой страшной голод при осаде городов, что женщины будут есть собственных детей; это исполнилось, по свидетельству пр. Иеремии (Плач.2:20;4:10) и Варуха (Плач.2:2-3), во время осады Иерусалима Навуходоносором, и опять повторилось во время осады Иерусалима Титом. Также в точности исполнились пророчества Моисея о рассеянии Еврейского народа среди всех других народов, об их скитальческом состоянии там, об их отвержении Богом и избрании и призвании вместо них ко спасению языческих народов (Втор.28:64-68; Втор.32:21 и дал.)
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Корабль
Корабль (Быт.49,13). Слова: корабль, корабельная пристань в первый раз встречаются в благословении патриарха Иакова Завулону: Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной и предел его до Сидона.
Впрочем, евреи сами по себе никогда не были склонны к морским путешествиям и предприятиям. Их торговля с отдаленными странами производилась большей частью или сухим путем, или через посредство других народов, более склонных к мореплаванию. Даже в лучшие времена своей истории евреи не имели у себя постоянных корабельных судов и обычно довольствовались рыбачьими лодками, лавировавшими вдоль берегов Средиземного моря или по водам Галилейского моря. Эти рыбачьи суда несомненно были небольшого размера, грубой отделки и, как видно из евангельского повествования, нередко подвергались опасности крушения от сильных ветров, волновавших при непогоде Галилейское море.
Когда Соломон строил корабль в Ецион-Гавере, при восточном берегу Чермного моря, он должен был пользоваться помощью корабельщиков царя Хирама, хорошо знакомых с морем (IIIЦар.9,26-28); впрочем, из сравнения с параллельным местом оказывается, что самые корабли были присланы Соломону Хирамом, царем тирским, и что строение оных главным образом было обязано искусству тирских кораблестроителей (IIПар.8,18).
Мы знаем также, что, при другом случае, Иосафат заготовил себе корабли в той же самой гавани и что они не дошли до Офира, так как разбились в Ецион-Гавере, и когда Охозия предложил ему участвовать в возобновлении морской экспедиции, то Иосафат не согласился на это (IIIЦар.22,48). Из III книги Царств (IIIЦар.20,35-37) известно, что Иосафат и Охозия участвовали сообща в первом предприятии и что означенное предприятие было осуждено Богом.
Мы не можем с достоверностью определить, когда впервые начали заниматься кораблестроением, так как о них мало говорится в первых книгах Библии за исключением, например, разве того, что Иаков говорит в своем пророчестве Завулону о корабельной пристани; из чего можно заключить, что торговые сношения с чужеземными народами на морском берегу Финикии были уже распространены между хананеями и во времена Иакова (Быт.49,13). Валаам в своем пророчестве указывает на корабли из Киттима (Чис.24,24), и сам Моисей в одном месте упоминает о кораблях, на которых, как говорит он, Господь возвратит народ свой в Египет (Втор.28,68). Иов говорит о легких ладьях (Иов.9,26) и из книги Судей известно, что колено Даново уже издавна владело кораблями (Суд.5,17).
При всем том очевидно, что первыми моряками, с которыми вступили в сношение евреи, были финикияне. Знаменитые фарсийские корабли, без сомнения, были из Финикии, и должно отдать справедливость, что они действительно строились весьма прочно и отличались своей величиной и удобствами. Пророк Иезекииль, изображая славу и величие Тира, ясно дает видеть, что финикийские корабли не только имели прочное устройство, иногда роскошное убранство, но и совмещали в себе все приспособления для производства обширнейшей, мировой торговли (Иез.27,4-25).
Иоппия (Яффа) была почти единственной гаванью у евреев, и корабли, входившие и выходившие из оной, были по преимуществу финикийские. Тир и Сидон считались первыми приморскими корабельными городами древнего мира.
В позднейшие времена, из нескольких мест Нового Завета мы видим указания и на корабли, принадлежавшие римлянам и другим народам, нередко приспособленные для дальних и долгих путешествий. Книга Деяний апостольских в особенности сообщает небезынтересные подробности о кораблях и навигации в древнее время. Лица, желающие основательно ознакомиться с означенным вопросом, с большой пользой для себя могут читать повествования о морских путешествиях и кораблекрушении святого апостола Павла, изложенные особенно живо в указанной книге.
Георгий Константинович Властов (†1899)
И возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: «ты более не увидишь его»; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего.
Господь выводит Израиля из рабства из страны египетской рукою высокою и дарует ему все блага, которые может иметь народ на земле: но если народ этот отвергает благодеяния Божии и отрицается Иеговы, то ему указывается как конец его национальной жизни возвращение в то же рабство египетское. В частности эта угроза исполнялась неоднократно во времена, описанные в кн. Судей, как о том можно судить по надписям Рамезеса о пленных Аперу (Ср. в прил. к кн. Исхода § 29, стр. 420); полное же исполнение пророчества кажется можно видеть в отсылке в Египет Фронтоном, вольноотпущенным Тита, толпы пленных взятых в Иерусалиме для работ в Египте, т. е. именно туда, откуда вывел их Господь (Война Иуд. кн. VI, гл. 44).
«Не будет покупающего» означает и избыток на рынке рабов – евреев и призрение к ним.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Во время пленения вавилонского значительное число Иудеев, как известно, удалилось в Египет (4Цар.25:26). Таким же образом и при окончательном разрушении Иерусалима Римлянами, победители отправяли многие тысячи пленных Иудеев в Египет – частию сухим путем, частию на кораблях, для продажи в рабство, и для употребления в публичных играх и театральных представлениях. А в царствование римского императора Адриана, при которой случилось возмущение Евреев, было такое множество пленных Иудеев, что они продавались по самой дешевой цене, при всем том не находилось покупателей, ибо некому было выкупать пленных. К сему Иосиф Флавий прибавляет, что продавали только тех, которые были около 17-тилетнего возраста; что около 12-ти тысяч пленных погибло от голода при сем распределении их – то на продажу в рабство, то для публичных работ. Так верно и точно исполнились грозные предсказания Моисея на отверженном имени иудейском!
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
Глава сия есть продолжение предыдущей и принадлежит к одним из самых вдохновенных и поэтических мест в Пятокнижии Моисеевом. Она изобилует возвышенными образами и изящными уподоблениями, она увлекает воображение и потрясает душу силою чувства в яркостию картин, изображающих будущую судьбу народа израильского.
В первой части своей речи вдохновенный пророк рисует картину всестороннего благополучия, ожидающего Евреев, если они будут повиноваться закону Божию (Втор.28:1-14).
Затем во второй части начинаются обратные картины, возвещающие суд Божий на непокорный и жестоковыйный народ еврейский (Втор.28:15-44).
Но всего поразительнее те места в речи Моисеевой, в которых он пророчественным взором описывает бедственную судьбу Евреев, по уничтожении их политической самостоятельности. Нельзя с точностию определить, в каких именно местах своей грозной речи, и на какие события из еврейской истории указывает Моисей (Втор.28:45-68). Одним пророческим взглядом он описывает всю еврейскую историю, и соединяет в одной печальной картине весьма отдаленные события, по их аналогическому сходству. Так обыкновенно произносили свои речи и все пророки, и сам Спаситель.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: «ты более не увидишь его»; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего
После разгрома Иудеи Навуходоносором, значительное количество евреев должно было бежать в Египет и там искать себе защиты от тех случайностей, каким могло подвергаться в разоренной и покинутой победителем стране (4Цар XXV:26). При окончательном разрушении Иерусалима римлянами, тысячи пленных иудеев отправлены были в Египет и иные страны — для продажи в рабство (Иос. Флав.).
В царствование императора Адриана в Римской империи сосредоточилось такое множество пленных иудеев, что они продавались по самой дешевой цене. Около 12 000 пленных погибло от голода (Bible Allioli, 1868 г., т. I:727; Властов, Свящ. Лет.).