Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
и они считались между Рефаимами, как сыны Енаковы; Моавитяне же называют их Эмимами;

Прочие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Рефаимы 

Рефаимы (исполины) (Быт. 14:5, Втор. 2:11, Нав. 12:4  и др.) – один из древнейших народов, обитавших некогда в Палестине. Он назывался так по имени своего родоначальника Рафа и отличался необыкновенной величиной роста и силой. Мы видим этот народ между ханаанскими племенами с самых древних времен, именно он существовал уже во времена Авраама и тогда был побежден Кедорлаомером, царем еламитским (Быт. 14:5).

Место жительства его находилось в различных местах: в земле Васанской, в земле Моавитской, в земле Амонитской и др. С рефаимами в Свящ. Писании нередко соединяются и также называются рефаимами и некоторые другие племена, отличавшиеся необыкновенным ростом и исполинской силой, каковы, напр., енакимы, зузимы, емимы, замзумимы. Во время вступления евреев в Землю Обетованную собственно рефаимов, как племени, уже не существовало, оставались только некоторые из их потомков, как, напр., во времена Моисея – Ог, царь васанский, во времена Навина – енакимы в Хевроне и в земле Филистимской, во времена Давида, Голиаф, Иесвий, Дахмий, брат Голиафа, живший также в земле Филистимской.

Слово Рефаимы в некоторых местах Свящ. Писания имеет и другое значение, именно в книге Иова (Иов. 26:5), в книге пр. Исаии (Ис. 14:9-10, 26:14-19) и других оно означает умерших. Поводом к такому смыслу и значению слова, может быть, служила мысль о рефаимах, как о народе, не существующем более среди живых и принадлежащем к царству мертвых, каковое понятие распространили потом и на всех умерших. В разительных чертах изображает состояние их в преисподней пр. Исаия, говоря о царе вавилонском: "Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим, под тобою подстилается червь, и черви – покров твой" (Ис. 14:9-11).

Георгий Константинович Властов (†1899)

10. прежде жили там Эмимы, народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы,
11. и они считались между Рефаимами, как сыны Енаковы; Моавитяне же называют их Эмимами;
12. а на Сеире жили прежде Хорреи; но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего и поселились вместо их – так, как поступил Израиль с землею наследия своего, которую дал им Господь;
 

 Эти три стиха (как Втор. 2:20-23) считают пояснительной припиской на полях, потому что стих Втор. 2:13 есть продолжение повеления Господня, которое начинается с Втор. 2:9 словами: «И сказал мне Господь...». Прохождение р. Зареда (Втор. 2:13) повелено под условием не начинать войны с Моавом (Втор. 2:9). В стихах 10–12 находятся весьма интересные указания относительно древнейшей истории стран, мимо которых проходили израильтяне, и народов их обитавших. Из Быт. 14:5 мы знаем, что во времена Авраама Кедорлаомер с вассальными или союзными своими царями поразил в числе других народов (см. примечания Быт. 14) и Емимов в Шаве-Кириафаиме, городе, который мы впоследствии находим в уделе Рувима. ( Чис. 32:37). Емимы назывались «страшными», их Кук считает семитами, как Рефаимов и вообще всех древнейших обитателей восточной стороны Иордана, и отождествляет емимов с иероглифическими «Аму» египетских надписей. Из стиха 10-го мы видим, что емимы были замечательного роста и силы и были племя многочисленное, а из 11-го стиха мы усматриваем, что они как сыны Енака считались одним из племен народа известного под общим именем Рефаимов, которые и владели всею за Иорданскою страною, причем собственно Рефаимы занимали Вассан и Галаад, а Емимы занимали страну на восток от Мертвого Моря. Мы можем думать также из сопоставления Быт. 14 с настоящим местом и с Нав. 12:4; 13:2, что Рефаимы с родственным ему племенем Емимов частью бежали в горную Иудею, частью спаслись от истребления войск Кедорлаомера в горах Антиливана, так как с одной стороны Ог Вассанский был потомком Рефаимов, с другой в Иудее была долина Рефаимов, а сыны Енаковы по смыслу стиха 11-го тождественны с емимами.
 Страна на восток от Иордана и Мертвого Моря вероятно долго оставалась пустынною, (ср. Быт. 19:30-31) и потому здесь свободно в продолжении нескольких столетий разрослось и размножилось потомство Лота, о котором не сказано, что они выгнали эмимов, как сказано то о потомстве Исава в отношении Хорреев. Из Быт. 26:34; 28:8-9; 32:6; 33:16 видно, что Исав посредством браков породнился с хеттеями и с измаильтянами и вероятно сильный поддержкою своих родственников, овладел Сеиром, где однако мы встречаем (Быт. 36:20-30) и потомков племени хорреев, живших вместе с эдомитянами, хотя вероятно в подчиненном положении, так как цари упомянуты в Быт. 36:31-39 только Эдомские.

Священная летопись. Том третий

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-12 прежде жили там Эмимы, народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и они считались между Рефаимами, как сыны Енаковы; Моавитяне же называют их Эмимами; а на Сеире жили прежде Хорреи; но сыны Исавовы прогнали их и истребили их от лица своего и поселились вместо их - так, как поступил Израиль с землею наследия своего, которую дал им Господь

В ст. 10–12 и 20–23, представляющих этнографическую вставку в рассказ, еврейскому народу сообщаются интересные указания относительно истории тех cтран, мимо которых он проходит.

Кук и другие ученые относят рефаимов, емимов, замзузимов и прочих первообитателей Ханаана к семитической расе.

Кафтор отождествляется с о. Критом, кафторимы — с его выходцами филистимлянами (Пелешет), поселившимися в юго-западном углу Ханаана и сообщившими свое имя (Палестина) всей стране.

См. также Толкование на Втор. 2:4

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka