когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет [Господь], читай сей закон пред всем Израилем вслух его;

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-12 И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам сынов Израилевых. И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет Господь, читай сей закон пред всем Израилем вслух его; собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего

А что учение закона, понимаемое духовно, почти никому не было известно прежде пришествия Господа и наконец возбудило удивление после того, как воссиял Христос, и положено было как бы пред глазами малых и больших после того, как сошел на нас Дух Святый, чрез Которого мы уразумеваем и глубины Божии, — это ясно опять из дальнейших слов; ибо так сказано: И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам [сынов] Израилевых. И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет [Господь], читай сей закон пред всем Израилем вслух его; собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего (Втор. 31:9-12). Ты слышишь, чего требовал закон. Он заповедует избранным жрецам, а также старейшинам, по прошествии седьмого года, в год отпущения, в праздник кущей, собирать всех юношей и старцев, женщин и отроков и собранным таким образом читать его. А что должны были пройти многие и не малочисленные годы прежде, чем воссиял Христос, и открылось время вочеловечения Его, это можно видеть из того, что чтение закона должно было совершаться чрез семь лет. Ибо число семь в Божественном Писании означает множество; поэтому я думаю и сказано: лежит в изнеможении родившая семерых (Иер. 15:9). И еще: не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его (Притч. 26:25). И тот же Приточник сказал еще: семь раз упадет праведник, и встанет (Притч. 24:16). Обрати внимание на то, что в продолжение семи лет до наступления времени отпущения, то есть в продолжение времен до пришествия Христа, закон не был читаем. Ибо ничего не понимать в нем, хотя бы кто случайно и читал его, — это все равно, что совсем не читать его. Но потом, как я сказал, он сделался понятным малым и большим, когда наступило время отпущения. Ибо закон заповедовал древним, говоря: В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему (Втор. 15:1-2). И опять: Если продастся тебе брат твой, Еврей, или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу (ст. 12). Господь же наш Иисус Христос в конце веков, как бы после семи лет, отпустил долги, и умилосердился над согрешившими, и должникам, по евангельской притче, даровал прощение, и нас рабов греха и порабощенных сатане сделал славными и блистающими духом свободы. Наступило же время отпущения в праздник кущей, который знаменует тайну Воскресения, когда храмина или тело каждого из умирающих полагается в земле. Ибо когда Христос воскрес из мертвых, поправши смерть и лишивши ад добычи и сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь» (Ис. 49:9), тогда, украшая природу человека Духом Святым, как в начале рода, и природу тех, которые восстановлены во освящение, Он дунул святым Апостолам, говоря: приимите Дух Свят (Ин. 20:22). Тогда открылись очи ума нашего; тогда мы просветились и уразумели закон, сокровенный древле и почти никому из древних непонятный. Тогда мы собраны с концов земли в место, которое Он Сам избрал, то есть Церковь, где нам, бывшим среди теней и образов, объясняют закон избранные и святые наставники и учители. Поэтому и божественный Павел, очень хорошо прелагая образы в духовное созерцание, так пишет:Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа (Евр. 9:13-14). Тогда как израильтяне закалали агнца и привязаны были к теням, он, образ таинства относя ко Христу, опять говорит: Пасха наша, Христос, заклан за нас (1Кор. 5:7). И в другом месте пишет: Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам (Гал. 4:21-26). Итак, наставляемые духовно мы воспринимаем в себя закон — Божественный страх. А что в определенное время должна была упраздниться сила служения в прообразах и сени, на это опять прикровенно указал Моисей. Ибо написано: что когда Моисей вписал слова закона сего в книгу до конца, вручил ее левитам, носящим кивот завета Господня, говоря: вземше книгу сию, возложите ю на краю кивота завета Господа Бога нашего. Уразумей, почему Моисей повелел положить закон на одной части кивота, а не на самой средине его, хотя еще не даны были новые заповеди, данные Христом, которым древнейшая заповедь должна была уступить и как бы дать место или удалиться со средины, дабы уяснилось случившееся. Ибо закон не удаляется совсем с святого кивота, потому что закон Моисея принимается в церквах; однако ж и не полагается на первом месте, но как бы оттеснен и остался на краю, уступая место, как я сказал, тому, что несравненно превосходнее его, то есть Божественным и евангельским заповедям, чрез которые Христос наставил, привел нас к Богопознанию и всякому знанию добродетели. Чрез Него и с Ним Богу и Отцу слава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 10-13 И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа Бога твоего на место, которое изберет [Господь], читай сей закон пред всем Израилем вслух его; собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слушали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего; и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа Бога вашего во все дни, доколе вы будете жить на земле, в которую вы переходите за Иордан, чтоб овладеть ею.

Год отпущения (Втор. 15:1), тождественный с субботним годом Исх. 23:10,11 и Лев. 25:2-4, должен был, как мы видим из этого места, праздноваться через семь лет от времени занятия Палестины Израилем и составить начало того семилетнего цикла, по которому должна была раскладываться вся жизнь народа. О празднике кущей мы говорили в примечании к Исх. 23:15-17 и Лев. 23:34 и след. и прим. in loco.

Обязанность читать народу закон, по-видимому забытая после исполнения ее Иисусом Навином (Нав. 8:34), была вспомянута Израилем лишь при Иосии (4Цар. 23:2) и потом после постигших его несчастий при Ездре (Неем. 8:2-6 и след.). Что именно читалось или должно было читаться перед народом, не совсем ясно. Кажется при Иосии несомненно, что читался найденный в храме список Второзакония. Но что разумеет Моисей под именем чтения закона? Те ли 613 законов уголовных и гражданских, которые по преданию (cр. наше примечание к Втор. 27:2-4) были начертаны на памятнике воздвигнутом на горе Гевал, или же и историческую часть Пятикнижия, воспоминающую о благодеяниях и чудесах Божиих? Едва ли можно думать, что прочитывалось все Пятикнижие, хотя, как видим из Неем. 8:18, все семь дней праздника кущей читали закон каждый день, но трудно предположить, чтобы можно было успеть прочесть всю Тору. В последующие времена говорит раввинское предание (Еспин), читался закон лишь в первый день праздника кущей и притом только некоторые части Второзакония. Комментаторы думают, что обращение к священникам и старейшинам имело обширнейшее значение. Чтение закона один раз в семь лет не могло быть достаточно для воспитания и нравственного развития народа; оно должно было исполняться, как символистический полный глубокого значения обряд, воспоминающий Израилю, что вся жизнь его и даже самое существование его, как народа, зиждется на соблюдении закона ему данного; но поучение народа должно было продолжаться непрестанно в местах его жительства, теми пророческими школами основанными при Самуиле (1Цар. 10:5,10), которые, как мы думаем, уже по мысли Моисея должны были быть основаны во всех Левитских городах рассеянных по земле земледельческого Израиля, и которые должны были сосредоточивать в себе всю религиозную и нравственную жизнь народа, распространяя в народ правильные понятия о законе, и храня его от идолопоклонства. (Ср. наше примечание к Чис. 35:1-5). Таково, думаем мы, значение повеления, даваемого священникам-сынам Левия и старейшинам в стихах Втор. 31:9-13 и Втор. 31:25-26.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Втор.31:9-13

Прощаясь с священниками, сынами Левииными, носящими ковчег, хотя священники главным образом распоряжались только при ношении ковчега левитами (Чис.4), но в некоторых торжественных случаях они носили его сами (Нав.3:3,6:5,12), Моисей завещает им, по прошествии каждых семи лет от завоевания земли обетованной, то есть в каждый субботний год, или в год отпущения, ибо в сей год отпускались рабы на свободу, и прощались долги (см. Лев.25), читать вверенную им (священникам) книгу закона Божия вслух всего Израиля*, не исключая женщин, детей, и пришельцев*, дабы все слушали и научались бояться Господа Бога. Сие чтение и объяснение закона Божия должно производиться в праздник кущей; ибо тогда весь Израиль должен был являться пред лице Господа Бога, то есть к Скинии Свидения (Исх.23:16,17). Не тем ли более священники новозаветные должны ревновать о научении народа высшему и лучшему закону евангельскому в многочисленные праздники Господни? Тем более, что новозаветное богослужение не привязано к одному какому-либо месту.

* - в таинственном смысле – под 7-м годом отпущения Святитель Кирилл Александрийский разумеет время благодати, когда Христос и Апостолы возвестили миру новый евангельский закон.

пришельцев* - то есть иноплеменников, принявших обрезание и религию еврейскую.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible