Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете

И не один Павел, но и все вообще, кому вверено было служение слова, никогда не перестают свидетельствовать сами и призывают в свидетели даже небо и землю, потому что и теперь в их пределах совершается всякое дело, и при предстоящем испытании людей они будут находиться вместе с судимыми. Ибо сказано: Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой (Пс 49:4). Поэтому Моисей, собираясь предложить людям слова Божии, говорит: то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею. И опять, произнося песнь, говорит: Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.

О Святом Духе

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.

Почему поведено засвидетельствовать небу и земле?


Не потому, что они одушевлены и словесны, но потому, что объемлют собою все твари. То же сделал и пророк Исаия, ибо говорит: «слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола» (Ис. 1:2). Так же поступил и божественный Иеремия, ибо говорит: «ужасеся небо о сем и вострепета попремногу земля, глаголет Господь» (Иер. 2:12). Поскольку законодатель призвал их во свидетельство угрозы, то справедливо говорится, что по преступлении законов они трепещут и ужасаются. Так, Иаков и Лаван холм наименовали холмом свидетельства (Быт. 31:47), а патриарх Авраам и Авимелех, царь Герарский, кладезь назвали кладезем клятвенным, потому что при нем с клятвою заключили договор (Быт. 21:31).

Толкование на книгу Второзаконие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Втор.32:1-43

Ст.44. И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.

По какому случаю и с какою целью сообщена была Богом пророчески-обличительная песнь эта?

Эта обличительная песнь сообщена была Богом по случаю наступавшей кончины Еврейского законодателя и ходатая ветхого завета Моисея и в виду богоотступничества Евреев в земле Ханаанской, куда они входили (см. Втор.31:16-18,28-29). Песнь эта дана была Богом с повелением научить чтению ее всех сынов Израильских с тою целью, чтобы предупредить преступления Евреев, и тем предостеречь их и оправдать действия Божии по отношению к Евреям и язычникам (Втор.31:19-21). По своему содержанию она сеть не только обличение Евреев, но, и это – главным образом, оправдание (апология) промыслительно-спасительных действий Божиих по отношению к Евреям и всем другим народам (язычникам); посему песнь эта во все времена ветхозаветной Церкви имела церковное употребление, да и Церковь христианская, приняв ее от иудейской, положила ее содержание в основание второй песни канонов. Впрочем вторая песнь канонов воспевается только в каноне Великого Поста, как особенно приличная по своему содержанию дням поста и покаяния.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.

Мы уже говорили в предыдущих примечаниях, что вдохновенная песнь Моисея, вложенная в уста народа, была одним из действительнейших средств удержать в его памяти завещание Моисея. Во времена, когда грамотность сосредоточена была лишь в малом кружке ученейших мужей народа, память заменяет документы и замечательно, что эта способность достигает необыкновенного развитая среди народа неграмотного, если он только одарен хорошими способностями. В пророческой песни своей, как увидим ниже, он провидит падение Израиля но провидит также, хотя в неясных чертах, и воссоздание церкви Божией, в которую воспринимаются и язычники (Втор. 32:43). В резких, но поэтически прекрасных образах и выражениях, воспоминает Моисей Божие милости (Втор. 32:10-14), пророчествует о грехах Израиля (Втор. 32:15-18), видит гнев Господень (Втор. 32:19-28), укоряет народ в безумии (Втор. 32:29-33), знает, что придет время, когда он опомнится вследствие несчастий (Втор. 32:33-42) и наконец проникает оком в далекое будущее, когда и язычники возвеселятся с народом Божиим, который очистится вместе с землею Господнею (Втор. 32:43). О последнем стихе мы скажем в своем месте.

Первый стих составляет величественное вступление: Пророк, говоря по повелению Божию, призывает в свидетели своих слов (как во Втор. 4:26) небо и землю, т. е. все творение. Израиль как бы выделяется из среды всего его окружающего; не только собственная его совесть, но весь мир является свидетелем, что ему были сказаны слова жизни.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

1. Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.
2. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.

Во вступлении пророк Божий призывает небо и землю во свидетели своих слов, и приглашает ко вниманию Израильтян. «Внимай небо, я буду говорить, и слушай земля слова уст моих!» Так начинает он свою прощальную песнь к народу еврейскому. «Польется как дождь учение мое», то есть примите слова мои, о Израильтяне, также охотно и радостно, как засохшая земля пьет дождь или росу; пусть они упадут на ваши сердца – «как мелкий дождь на землю, как ливень на траву!».

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible