Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Второзаконие 32:1
Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Василий Великий, свт. (†379)
то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете
И не один Павел, но и все вообще, кому вверено было служение слова, никогда не перестают свидетельствовать сами и призывают в свидетели даже небо и землю, потому что и теперь в их пределах совершается всякое дело, и при предстоящем испытании людей они будут находиться вместе с судимыми. Ибо сказано: Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой (Пс 49:4). Поэтому Моисей, собираясь предложить людям слова Божии, говорит: то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею. И опять, произнося песнь, говорит: Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Почему поведено засвидетельствовать небу и земле?
Не потому, что они одушевлены и словесны, но потому, что объемлют собою все твари. То же сделал и пророк Исаия, ибо говорит: «слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола» (Ис. 1:2). Так же поступил и божественный Иеремия, ибо говорит: «ужасеся небо о сем и вострепета попремногу земля, глаголет Господь» (Иер. 2:12). Поскольку законодатель призвал их во свидетельство угрозы, то справедливо говорится, что по преступлении законов они трепещут и ужасаются. Так, Иаков и Лаван холм наименовали холмом свидетельства (Быт. 31:47), а патриарх Авраам и Авимелех, царь Герарский, кладезь назвали кладезем клятвенным, потому что при нем с клятвою заключили договор (Быт. 21:31).
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.44. И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.
По какому случаю и с какою целью сообщена была Богом пророчески-обличительная песнь эта?
Эта обличительная песнь сообщена была Богом по случаю наступавшей кончины Еврейского законодателя и ходатая ветхого завета Моисея и в виду богоотступничества Евреев в земле Ханаанской, куда они входили (см. Втор.31:16-18,28-29). Песнь эта дана была Богом с повелением научить чтению ее всех сынов Израильских с тою целью, чтобы предупредить преступления Евреев, и тем предостеречь их и оправдать действия Божии по отношению к Евреям и язычникам (Втор.31:19-21). По своему содержанию она сеть не только обличение Евреев, но, и это – главным образом, оправдание (апология) промыслительно-спасительных действий Божиих по отношению к Евреям и всем другим народам (язычникам); посему песнь эта во все времена ветхозаветной Церкви имела церковное употребление, да и Церковь христианская, приняв ее от иудейской, положила ее содержание в основание второй песни канонов. Впрочем вторая песнь канонов воспевается только в каноне Великого Поста, как особенно приличная по своему содержанию дням поста и покаяния.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих.
Мы уже говорили в предыдущих примечаниях, что вдохновенная песнь Моисея, вложенная в уста народа, была одним из действительнейших средств удержать в его памяти завещание Моисея. Во времена, когда грамотность сосредоточена была лишь в малом кружке ученейших мужей народа, память заменяет документы и замечательно, что эта способность достигает необыкновенного развитая среди народа неграмотного, если он только одарен хорошими способностями. В пророческой песни своей, как увидим ниже, он провидит падение Израиля но провидит также, хотя в неясных чертах, и воссоздание церкви Божией, в которую воспринимаются и язычники (Втор. 32:43). В резких, но поэтически прекрасных образах и выражениях, воспоминает Моисей Божие милости (Втор. 32:10-14), пророчествует о грехах Израиля (Втор. 32:15-18), видит гнев Господень (Втор. 32:19-28), укоряет народ в безумии (Втор. 32:29-33), знает, что придет время, когда он опомнится вследствие несчастий (Втор. 32:33-42) и наконец проникает оком в далекое будущее, когда и язычники возвеселятся с народом Божиим, который очистится вместе с землею Господнею (Втор. 32:43). О последнем стихе мы скажем в своем месте.
Первый стих составляет величественное вступление: Пророк, говоря по повелению Божию, призывает в свидетели своих слов (как во Втор. 4:26) небо и землю, т. е. все творение. Израиль как бы выделяется из среды всего его окружающего; не только собственная его совесть, но весь мир является свидетелем, что ему были сказаны слова жизни.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
2. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.
Во вступлении пророк Божий призывает небо и землю во свидетели своих слов, и приглашает ко вниманию Израильтян. «Внимай небо, я буду говорить, и слушай земля слова уст моих!» Так начинает он свою прощальную песнь к народу еврейскому. «Польется как дождь учение мое», то есть примите слова мои, о Израильтяне, также охотно и радостно, как засохшая земля пьет дождь или росу; пусть они упадут на ваши сердца – «как мелкий дождь на землю, как ливень на траву!».