Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 32:12
так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Ст. 11-12 как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога
В соответствии с привычкой испытывать свое потомство орел принимает, лелеет и питает тех, в ком он видит возрастающими свойства полноценного потомства и достоинства неповрежденного естества, и отвергает тех, в ком уже в столь нежном возрасте замечает слабость вырождающегося рода.
О молитве Иова и Давида.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 11-12 как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога
Словно птенцов Своих, Господь крылами Своими покрывает нас, как орел. Ибо сказано там: Как орел покрывает птенцов своих. Стало быть, мы можем сказать, что Бог защищает нас, как отец и как наседка защищает птенцов своих, чтобы не похитил их ястреб. Но и другое можем сказать: плечами Своими осенит тебя, то есть вознесен будет на кресте, прострет руки и заслонит нас; и под крыльями Его будешь иметь надежду.
…Можно понять это и применительно ко Спасителю, ибо на кресте Своем Он защитил нас Своими крыльями: и под крыльями будешь иметь надежду. Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному Мне (Рим 10:21): руки Господни, к небу воздетые, не помощи требовали, но нас, несчастных, покрывали.
Трактат на Псалмы.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.44. И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.
По какому случаю и с какою целью сообщена была Богом пророчески-обличительная песнь эта?
Эта обличительная песнь сообщена была Богом по случаю наступавшей кончины Еврейского законодателя и ходатая ветхого завета Моисея и в виду богоотступничества Евреев в земле Ханаанской, куда они входили (см. Втор.31:16-18,28-29). Песнь эта дана была Богом с повелением научить чтению ее всех сынов Израильских с тою целью, чтобы предупредить преступления Евреев, и тем предостеречь их и оправдать действия Божии по отношению к Евреям и язычникам (Втор.31:19-21). По своему содержанию она сеть не только обличение Евреев, но, и это – главным образом, оправдание (апология) промыслительно-спасительных действий Божиих по отношению к Евреям и всем другим народам (язычникам); посему песнь эта во все времена ветхозаветной Церкви имела церковное употребление, да и Церковь христианская, приняв ее от иудейской, положила ее содержание в основание второй песни канонов. Впрочем вторая песнь канонов воспевается только в каноне Великого Поста, как особенно приличная по своему содержанию дням поста и покаяния.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 11-12 Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога.
Не можем не обратить внимания на истинно прекрасные, поэтические образы и сравнения, употребленные в этой песни, которая по архаическим оборотам своим несомненно принадлежит той высокой древности, которую приписывает ей еврейский и христианский канон. (Так Еспин с ссылкой на Bleek’s introduction to the old Testament Vol. I § 39 и на Keil’s introd. to the old Test. p. I, ch. II § 13). Сравнение с орлом в устах Моисея и настоящей песни потому уже замечательно, что оно есть почти буквальное повторение стиха Исх. 19:4 (ср. и наше примечание) и очень естественно повторяется в устах того же писателя. О. Герлах замечает, что слово «носится» стиха 11-го есть то же слово, которое встречается в Быт. 1:2: «И Дух Божий носился над бездною». Как там Дух Божий живил бесформенную материю, так и здесь Господь согревает, живит своим присутствием зачатки народа доселе бывшего в бесформенном хаотическом состоянии, но который под рукою Божиею слагается в нацию. Ношение народа на перьях орлиных объясняется последующим 12-м стихом; «Господь водил его». Но мы знаем (ср. Исх. 13:21,14:19,23:21 а также Исх. 33:1-3 и наши примечания), что Господь Сам шел с Израилем из Египта и в пустыне (Ср. Чис. 10:11,34).
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Милости Иеговы к народу еврейскому. Он, как нежный и любящий отец, заботился о народе своем во всю прошедшую историю его. Еще тогда, когда Всевышний рассеевал сынов Адамовых (после потопа) по разным странам вселенной, Он уже тогда назначил пределы народам, долженствовавшим населить землю Ханаанскую и обработать ее (для Евреев), и распределил Хананеев в этой земле по числу и нуждам сынов израилевых*, ибо им намеревался Он в свое время отдать эту благодатную землю. Когда же вел Господь к этой земле народ свой по дикой и печальной пустыне (Аравийской), то хранил его как зеницу ока своего. «Как орел вызывает птенцов своих из гнезда, носится над ними, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь лелеял народ свой, когда вел его из Египта». Затем Моисей в пророческом духе описывает поселение Евреев «на высоте земли», то есть в роскошной земле обетованной, как бы оно уже случилось. В восхищении он созерцает, как народ израильский пьет там душистый мед из камня, ибо пчелы в обилии наносят его в каменных расселинах, питается елеем из твердой скалы, ибо маслины во множестве растут даже на утесах. Там неистощимые богатства пастушеской и земледельческой жизни: масло коровье, молоко овечье, жир козлов и агнцев васанских (земля Васанская была самая обильная пажитями), тучная пшеница и кровь виноградных ягод!..
По числу сынов Израилевых* - В греческом переводе: По числу Ангелов Божиих.