Стари завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Нови завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И яде Иаков и насытися, и от­вержеся воз­люблен­ный: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его, и от­ступи от­ Бога Спаса сво­его

Уты Израиль, и оскорбил Всемогущего, спасшего его. Вместо того, чтобы, за приятые от Бога благодеяния, воздать Ему благодарностью, Израиль оставил и оскорблял Бога, Который соделал его наследником всех народов.

Толкование на книгу Второзаконие

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

И яде Иаков и насытися, и от­вержеся воз­люблен­ный: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его, и от­ступи от­ Бога Спаса сво­его

Ибо если все было бы отдохновением в жизни у людей, и услаждение, и сытость и богатство без скорбей и болей не могли бы вынести и перенести люди, пренебрегающие Богом и всецело предающие себя в наслаждение плоти. «Ел Иаков», говорит (Писание), «и насытился, ожирел, отолстел, расширился и отлягнул возлюбленного». Так и в духовных (вещах) воспринимай: если бы всецело и непрерывно в радости и отдохновении и веселии духа только пребывала душа, не знала бы она себя саму и не ведала бы упражнения и пути праведности, и превозносилась бы, и самомнением одним преуспевала, над всеми превозносясь, и даже человеком себя не считала бы, как говорит Апостол: «За чрезвычайность откровений был мне дан ангел сатаны удручать меня, чтобы я не превозносился» (2Кор. 12:7). Видишь, что такому святому мужу скорби были на пользу? Еще, как говорит тот же: «Скорбь терпение соделывает, терпение — опытность, опытность надежду, а надежда не посрамляет» (Рим. 5:3-5). Так что скорби действуют на пользу и на большую опытность души.

Собрание рукописей типа I. Слово 19.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И яде Иаков и насытися, и от­вержеся воз­люблен­ный: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его, и от­ступи от­ Бога Спаса сво­его

Мы постоянно нуждаемся в узде, чтобы жить правильно, поскольку и иудеи навлекли на себя гнев свыше. Ибо, когда они насладились свободой и оказались в безопасности, поскольку были избавлены от жестокого египетского рабства, им следовало больше благодарить и усерднее славить Господа, благоразумно относясь к оказавшему им подобное благодеяние. А они поступили наоборот, и большое расслабление привело их к погибели. Поэтому, обвиняя их, божественное Писание говорит: Ел Иаков и насытился; залоснился и разжирел, и оставил возлюбленный Бога.

Огласительные слова к просвещаемым.

Огласительные гомилии


Не потому следует восхищаться святыми, что они, несмотря на усиление гонений, были весьма благочестивы и глубокомысленны, но потому что, хотя буря миновала и установился штиль, они продолжали оставаться такими же нравственно чистыми и серьезными.

О покаянии.

Беседы о покаянии

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего

Иным кажется во время бедствия, что они способнее были бы славить Бога во время благополучия, и что потому не на пользу послано им бедствие. Мечта! Нам часто кажется, что, по пословице, там хорошо, где нас нет: но самая сия пословица смеется над сею мечтою. Ты думаешь, что славил бы Бога, если бы не был несчастлив, а напротив был осыпан Его благодеяниями: вероятно, потому что не трудно. И бессловесное оказывает ласку тому, кто дает ему корм. Не к великой же добродетели ты себя располагаешь! Не много же, видно, дорожишь добродетелию более возвышенною, хотя более трудною! Но если ты ленив и низок для добродетели трудной и возвышенной: то не ручайся за себя, что и для добродетели низшей и легчайшей ты не был бы также ленив и низок. Перестань мечтать, и посмотри на опыты. Посмотри на Израильский народ, когда Бог «возведе я на силу земли, насыти их жит селних, ссаша мед из камене, и елей от тверда камене, масло кравие, и млеко овчее, с туком агнчим и овним, сынов юнчих, и козлих, с туком пшеничным, и кровь гроздову пияху вино» (Втор. 32:13-14). Тут-то надлежало по твоему умозрению славить Бога. Смотри же далее, как неверно твое умозрение. И яде Иаков, и насытися; и отвержеся возлюбленный; уты, утолсте, разшире и остави Бога сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Втор.32:1-43

Ст.44. И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.

По какому случаю и с какою целью сообщена была Богом пророчески-обличительная песнь эта?

Эта обличительная песнь сообщена была Богом по случаю наступавшей кончины Еврейского законодателя и ходатая ветхого завета Моисея и в виду богоотступничества Евреев в земле Ханаанской, куда они входили (см. Втор.31:16-18,28-29). Песнь эта дана была Богом с повелением научить чтению ее всех сынов Израильских с тою целью, чтобы предупредить преступления Евреев, и тем предостеречь их и оправдать действия Божии по отношению к Евреям и язычникам (Втор.31:19-21). По своему содержанию она сеть не только обличение Евреев, но, и это – главным образом, оправдание (апология) промыслительно-спасительных действий Божиих по отношению к Евреям и всем другим народам (язычникам); посему песнь эта во все времена ветхозаветной Церкви имела церковное употребление, да и Церковь христианская, приняв ее от иудейской, положила ее содержание в основание второй песни канонов. Впрочем вторая песнь канонов воспевается только в каноне Великого Поста, как особенно приличная по своему содержанию дням поста и покаяния.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Георгий Константинович Властов (†1899)

И [ел Иаков, и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего.

Стих 15-й переводится западными, а также русскою Библиею для евреев с двумя изменениями; вместо Израиля употреблено весьма редкое имя его Иешурун и вместо слов «стал упрям» употреблено выражение «стал лягаться». Слово Иешурун есть существительное нарицательное, производное от глагола Иашар быть праведным и есть имя даваемое Израилю только в настоящем месте, в гл. Втор. 33:5,26 и в Ис. 44, (Еспин, О. Герлах, Альдис Райт в Библ. сл. Смитта с ссылкою на Кимхи). Таргумы, по указанию Райта, всегда передают это слово именем Израиль. Название праведного, даваемое народу, указывает на его призвание и на то, чем он должен был быть. Сопоставление благодеяний Божиих и цели, к которой должен был стремиться Израиль, (выраженной в его имени, праведного) с его упрямством и неблагодарностью вследствие, того, что он пользовался дарами Господними, весьма рельефно должно было рисовать народу в образах грех отпадения от царя своего Иеговы.

Священная летопись. Том третий

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Втор.32:15-21

Здесь изображается измена и развращение ЕвреевСие развращение рисуется под образом утучнения, отолстения и разжирения Израиля, который, забыв Иегову – родителя, творца и заступника своего, стал приносить жертвы бесам, и поклоняться богам чужим и новым, пришедшим к нему от соседей (то есть Хананеев). «Но если они вздумали раздражать во Мне горькое чувство ревности такой постыдной изменой в пользу ничтожных и суетных богов, – как бы так говорил Господь устами Моисея, – то и Я раздражу их, обратив любовь свою к ним, которые никогда не были моим народом, и Я огорчу их, избрав на их место народ бессмысленный; призвание язычников и отвержение Евреев в новом завете (Рим.10:19).

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka