Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 32:21
они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их;
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
32:21 тии раздражиша Мя не о бозе, прогневаша Мя во идолех своих: и Аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их:
Как должно разуметь сказанное: «Аз раздражу вас не о языце, о языце неразумливе прогневаю вас»?
Уверовавшие во Христа Спасителя не один народ, но бесчисленное множество народов. И они были некогда неразумливы и несмысленны, как говорит блаженный Павел: «бехом бо иногда и мы несмысленны, и непокорывы, и прельщены, работающе похотем и сластем различным» и проч. (Тит. 3:3). Посему Бог говорит: «Как вы, оставив единого Бога, предпочли многих лжеименных богов, так Я, отвергнув один народ, дарую спасение всем народам. Но вы, воздав почитание тем, которые не боги, не соделали их богами; а Я и неразумливые народы исполню Божественной мудрости, и вы, видя это, будете истаевать от зависти».
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.44. И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.
По какому случаю и с какою целью сообщена была Богом пророчески-обличительная песнь эта?
Эта обличительная песнь сообщена была Богом по случаю наступавшей кончины Еврейского законодателя и ходатая ветхого завета Моисея и в виду богоотступничества Евреев в земле Ханаанской, куда они входили (см. Втор.31:16-18,28-29). Песнь эта дана была Богом с повелением научить чтению ее всех сынов Израильских с тою целью, чтобы предупредить преступления Евреев, и тем предостеречь их и оправдать действия Божии по отношению к Евреям и язычникам (Втор.31:19-21). По своему содержанию она сеть не только обличение Евреев, но, и это – главным образом, оправдание (апология) промыслительно-спасительных действий Божиих по отношению к Евреям и всем другим народам (язычникам); посему песнь эта во все времена ветхозаветной Церкви имела церковное употребление, да и Церковь христианская, приняв ее от иудейской, положила ее содержание в основание второй песни канонов. Впрочем вторая песнь канонов воспевается только в каноне Великого Поста, как особенно приличная по своему содержанию дням поста и покаяния.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Ст.21 (церк-сл.) тии раздражиша Мя не о Бозе, прогневаша Мя во идолех своих: и Аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их:
Как понимать ст. 21-й: «тии раздражиша ми не о Бозе»...?
Буквальный смысл этого стиха такой: «как Евреи огорчили и прогневили Бога тем, что воздавали божескую честь не-богу, идолам; так и Бог обещал раздражить Израиля отнятием у него всех преимуществ народа Божия и обращением Своих милостей на не-народ, на народ несмысленный, недостойный по взгляду Иудеев человеческого имени». В пророческом смысле, по объяснению ап. Павла (Рим.10:19-21), это значит, что Евреи за свое нечестие и богоотступление будут отвержены Богом, а язычники призваны будут в Церковь Христову и воспользуются всеми милостями Божиими. В конце же песни пророчествуется, что будет время, когда язычники возвеселятся в царстве Божием вместе с народом Божиим, т. е. Евреями, когда и ангелы присоединятся к этому торжеству и поклонятся, как Богу, Царю – Meccии (Втор.32:43 см. Рим.15:10 и Евр.1:6).
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их.
Место это признается лучшими комментаторами в совокупности со Втор. 32:43 пророчеством о призвании язычников в церковь Божию взамен Израиля, часть только которого восприняла в христианстве полноту обетований. Это мнение подтверждается и словами Апостола Павла в послании к Рим. 10:19 (ср. также Рим. 10:20 ссылку на Ис. 45:1). Господь берет себе в удел тех, коих израильтяне сами не считали народом (ср. выр. Сир. 50:27,28). В языке Библии язычники были народ бессмысленный, ибо они были «чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Еф. 2:12); Израилю же настойчиво указывает Моисей: «что в законах Господних мудрость Израиля, и разум его перед глазами других народов».... так как на земле не было такого великого народа, к которому был бы так близок Господь,... и у которого были бы такие справедливые постановления и законы». (Втор. 4:6-8). О мудрости же человеческой и мудрости Божией ср. 1Кор. 1:18-25. Общий смысл таинственного пророчества стиха 21-го заключается в том, что Господь, отвергая избранный народ за его неверность и постановляя завет с народом или народами, которых израильтяне считали ничем, т. е. не существующими перед Иеговой Богом завета израильского, тем возбуждает ревность и в отпавшем Израиле и заставляет его опять обратиться к Богу своему. (Ср. ниже Втор. 32:36 и Втор. 32:43). Апостол Павел в гл. XI посл. к Римл. указывая на положение язычников и Израиля в церкви Христовой и на милосердие Божие, заключающее в своей любви как Израиля, так и язычников, восклицает: «О бездна богатства, и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неизследимы пути Его»! (Рим. 11:33).
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
С поразительною точностию исполнились над народом еврейским и те страшные прещения Божии, которые возвестил Моисей от лица Иеговы – за нарушение Его законов, и наипаче за отвержение посланного к сему народу Мессии Христа. Плен вавилонский, затем рассеяние по всей земле, отвержение Богом. презрение и притеснение от всех народов, которые испытывают Евреи до сих пор, суть точное исполнение сих грозных прещений Божиих.
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
Здесь изображается измена и развращение Евреев. Сие развращение рисуется под образом утучнения, отолстения и разжирения Израиля, который, забыв Иегову – родителя, творца и заступника своего, стал приносить жертвы бесам, и поклоняться богам чужим и новым, пришедшим к нему от соседей (то есть Хананеев). «Но если они вздумали раздражать во Мне горькое чувство ревности такой постыдной изменой в пользу ничтожных и суетных богов, – как бы так говорил Господь устами Моисея, – то и Я раздражу их, обратив любовь свою к ним, которые никогда не были моим народом, и Я огорчу их, избрав на их место народ бессмысленный; призвание язычников и отвержение Евреев в новом завете (Рим.10:19).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
они раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их
В ближайшем смысле разумеются народы, порабощавшие Израиль; в более отдаленном — призвание темных, лишенных истинного боговедения, язычников в лоно Христовой Церкви, — вместо стоявших у ее порога израильтян. «Уверовавшие в Христа Спасителя, — замечает блаж. Феодорит, — не один народ, но бесчисленное множество народов. И они были некогда «неразумливы» и несмысленны, как говорит блаженный Павел: «Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви и прельщени, работающе похотем и страстем различным» (Тит III:3). Потому Бог и говорит: «Как вы, оставив единого Бога, предпочли многих лжеименных богов, так и Я отвергнув один народ, дарую спасение всем народам. Но вы, воздав почитание тем, которые не суть боги, но сделали их богами; а Я и неразумливые народы исполню божественной мудрости; и вы, видя это, будете истаевать от зависти» (Толк. на кн. Втор., вопр. 41).