Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Второзаконие 32:22
ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор;
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор
Христолюбивые братья мои, послушайте о Втором и страшном пришествии Владыки нашего Иисуса Христа. Вспомнил я о том часе и вострепетал от великого страха, помышляя, что тогда откроется… Как снесем это, братья, когда увидим огненную реку, текущую с яростью, подобно свирепому морю, поедающую горы и дебри, поджигающую всю землю и дела, яже на ней! Тогда, возлюбленные, от такого огня реки оскудеют, источники исчезнут, звезды спадут, солнце померкнет, луна мимо идет, по написанному, свиется небо аки свиток (Ис. 34:4)
Творения. Слово на Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.44. И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин.
По какому случаю и с какою целью сообщена была Богом пророчески-обличительная песнь эта?
Эта обличительная песнь сообщена была Богом по случаю наступавшей кончины Еврейского законодателя и ходатая ветхого завета Моисея и в виду богоотступничества Евреев в земле Ханаанской, куда они входили (см. Втор.31:16-18,28-29). Песнь эта дана была Богом с повелением научить чтению ее всех сынов Израильских с тою целью, чтобы предупредить преступления Евреев, и тем предостеречь их и оправдать действия Божии по отношению к Евреям и язычникам (Втор.31:19-21). По своему содержанию она сеть не только обличение Евреев, но, и это – главным образом, оправдание (апология) промыслительно-спасительных действий Божиих по отношению к Евреям и всем другим народам (язычникам); посему песнь эта во все времена ветхозаветной Церкви имела церковное употребление, да и Церковь христианская, приняв ее от иудейской, положила ее содержание в основание второй песни канонов. Впрочем вторая песнь канонов воспевается только в каноне Великого Поста, как особенно приличная по своему содержанию дням поста и покаяния.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 22-23 Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор; соберу на них бедствия и истощу на них стрелы Мои:
Ср. Иер. 15:14,17:4. Образно рисуется в ст. 22-м для Израиля власть Господня над землею, в выражениях вполне понятных восточным народам. Выражения стиха 23-го повторяются в Пс. 7:13,14, как они встречаются ниже в читаемой нами главе в Втор. 32:42. Заметим, что эти образы при настойчивом и неоднократном напоминании Моисея, что никакое изображение Божества не может быть допущено, никак не могли быть причиной антропоморфического представления Иеговы Бога Израилева. Это были только метафоры совершенно понимаемые восточным народом в восточной речи.
В речи восточных народов мы находим целый ряд выражений напоминающих гиероглифы и вероятно подавших повод к возникновению гиероглифического монументального языка.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
С поразительною точностию исполнились над народом еврейским и те страшные прещения Божии, которые возвестил Моисей от лица Иеговы – за нарушение Его законов, и наипаче за отвержение посланного к сему народу Мессии Христа. Плен вавилонский, затем рассеяние по всей земле, отвержение Богом. презрение и притеснение от всех народов, которые испытывают Евреи до сих пор, суть точное исполнение сих грозных прещений Божиих.
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева
Описываются ужасы гнева Божия на нечестивый род еврейский. Сей гнев уподобляется огню, который жжет (нечестивых) до ада преисподнего (то есть не только здесь на земле, но еще более впоследствии – в геенне); сей гнев поядает землю и попаляет основания гор (от сего огня некогда действительно сгорит вся земля, и яже на ней дела!) (2Петр.3:10). Вот что ожидает Евреев за отступление от Бога: голод, язва, нападение зверей и ядовитых пресмыкающихся, губительный меч на поле брани, а в домах ужас! Конечное истребление Евреев Господь отменяет лишь потому, чтобы враги их не возомнили и не сказали: "наша рука высока, и не Господь сделал все сие".